Термоэлектрический двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИ(.
ИЗОБРЕТЕНИЯ,.) 48GI66
Союз Соеетсник
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.07.73 (21) 1938578/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.08.75. Бюллетень ¹ 29
Дата опубликования описания 14.11.75 (51) Ч. Кл. Н 02п 7/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР ао целом изобретений и открытий (53) УДК 621.363(088.8) (72) Авторы изобретения Ю. Г. Манасян, В. И. Кузнецов, Н. М, Андреев и В. Ф. Малахов (71) Заявитель (54) ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЪ
Изобретение относится к эле ктрическим машинам, а именно к термоэлектрическим двигателям.
Известен термоэлектрический двигатель, содержащий, корпус, расположенные внутри него вал с подшипником качения, обоймы которого через контакты скольжения»одсоединены к источни ку питания.
Недостатком извест»ого устройства заключается в наличии контактных токоподводов, снижающих надежность и усложняющих конструкцию двигателя.
Цель изобретения — повысить надежность и у простить конструкцию термоэлектрического двигателя.
Это достигается тем, что,подшипники изолированы от вала, их число выбрано четным, крайние неподвижные обоймы подшитииKQB подключены к источнику питания, а между неподвиж»ыми и подвижными обоймами соседних подшипников установлены электропроводящие и диэлектрические прокладки та ким образом, чтобы у неподвижной обоймы одного из крайних подшипников чередование их начиналось с диэлектрической, а у |подвижной обоймы с электропроводящей. Все устройства помещено в герметичный корпус с диэлектрической жидкостью.
Характерными особенностями предлагаемого электродвигателя являются: простота конструкции, отсутствие скользящего токоподвода, интенсивное охлаждение зон межконтактного пространства и всей, конструкции в целом, работа»а постоянном» переменном токе, ис5 пол»ение в широком д»апазоне мощностей за счет .электрически последовательного соединения модульных двигателей, расположенных на одном валу.
На фиг. 1 изображен термоэлектрический
10 двигатель с»аруж»ыгм вращающимся валом;
»а фиг. 2-- то же с в»угре»ним вращающимся валом.
Предлагаемый дв»га";ель содержит неподвиж»ые токоподиоды 1, гдр»соединенные к не15 подвижным обоймам 2 шарикоподши пников, шарики или ролики 3, подвижные обоймы 4, соединительные токапроводящ»е прокладк» 5, диэлектрические прокладки 6,,корпусную изоляцию 7, корпус 8, за-.lOлненный д»э IcKTpHIIå20 ской жидкостью, наружные крышечки 9, грсб»ой винт или,другой исгдслн»тельный механизм 10, пусковое устройство 11, шестерню 12, рабочий орган с храповым зубом 13.
Погружной термоэлсктрический двигатель
25 ргботаег следующгм образом.
Ток гпо токслодводам 1,,присоед»пенным к крайним неподвижным оооймам 2, поступает через врагцающиеся контакты 3 (шарики, рол»ки) на неподвижную ооойму 4, за ем через
50 токопроводящую»рокладку 5 — на гподвиж480166
Предмет изобретения
Фиг.1
Корректор Е. Хмелева
Составитель В. Никаноров
Редактор В. Фельдман
ЦНИИПИ Заказ 2802/15 Изд. № 951 Тираж 782 Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2 ную обойму второго подшипника и далее через вращающиеся контакты (шарики, ролики) —,к неподвижной обойме второго подши пника, которая соединена токопроводящей прокладкой с неподвижным кольцом третьего 5 подшипника и далее аналогично изложенному выше. В контактных точках, сбразованных шариками (роликами) и обоймами, создаются зоны тепловых деформаций, которые сприводят,подвижную обойму в состояние неустой- 10 чивого равновесия. При получении вращающегося имяпульса от пускового устройства зоны тепловых деформаций, создаваемых током, .начинают, перемещаться за контактными точками:по окружностям обойм, создавая тем !5 самым вращающий момент, передаваемый валу, на который надет гребной винт или присоединен другой, приводной механизм.
Работа электродвигателя, изображенно го на фиг. 2, аналогична двигателю фиг. 1, только 20 неподвижными являются наружные обоймы, а вращаются внутренние обоймы шарикаподшипников.
Снятие тем|пературных деформаций в межконтактном пространстве осуществляется пу- 25 тсм отвода тепла диэ. ектрической жидкостью, находящейся внутри электродвигателя, которая одновременно используется и для смазки.
Для увеличения мощности;пары подшипников соединяются электрически, последовательно. 30
Импульс, пускового момента и реверс создаются слециальным устройством электромаг.нитного типа, которое состоит из шестерни 12, жестко прикрепленной к боковой стороне крайней вращающейся обоймы и реверсивного электромагнита с рабочим органом 13 в виде планки с храповыми зубьями.
При включении электромагнита рабочий орган е;о перем щается, входит в зацепление своим зубом .с шестерней подвижной обоймы, создавая таким образом 1пусковой импульс.
Реверс осуществляется при полной остановке двигателя гключением электромагнита в другую сторону.
Термоэлектрический,двигатель, содержащий корду=, p2 .ïîëî>êåííûå внутри него вал с подшипнг<ами качения, и устройство для подключения обойм подшипников к сети электрического тока, отличающийся тем, что, с целью, повышения надежности и у прощения конструкции, подшипники изолированы от вала, их число выбрано четньвм, крайние неподвижныс сбоймы лодшилников,подключены к источнику питания а между обоймами соседних подшипников установлены электрапроводящие и диэлектрические:прокладки, причем последовательное чередование этих, прокладок начинается у неподвижной обоймы одного,из крайних —.,одшигпников с диэлектрической, а у подвижной обоймы одного же подшипника с электропроводящей, двигатель снабжен;пусковым устройством, с которым соединена одна из крайних подвижных обойм, а,корпус электродвигателя Выполнен герметичным и за-.. олпеH диэлектрической жидкостью.