Устройство для реверсирования электродвигателя постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (сс! 48ШО
Сви!з Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.08.73 (21) 1950567!27-11 с присоединением заявки М (23) Г1риоритет
Опубликовано 15.08.75. Бюллетень Хв 30
Дата опубликования описания 23.10.75 (51) М. Кл. Н 02р 1/22
И 02р 7 10
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений н открытий (53) 4 ДЬ, 621.316.718. (088.8) (72) А!ссоры !
1ЗООРСT(. ИИ5!
В. П. Красуцкий, В. Ф. 1 ыжко и П. С. Котенко (71) Заявитсль (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕ В ЕРСИ РОВАН ИЯ
ЗЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к области управления реверсивным исполнительным электродвигателем сюстоянносо тока с последовательным возбуждением и предназначено преимущественно для авиационнои и космическои техники, где требуется повышенная надежность от случайного включения электродвигателя, малыи вес цепей управления, исключение возникновения пожара при отказе электросистемы (цепей управления и коммутирующих элементов) .
Известно ус1 ройство для реверсирования электродвигателя постоянного тока с двумя сериесными обмотками возбуждения, включенными в плечи мостового выпрямителя, образованного четырьмя электрическими вентилями, и якорная оомотка которого подключена к полюсам посгоянного тока этого выпрямителя.
Это устройство требует четырехпроводной
:истемы: два провода питания и два провода к управляющим электродам тиристоров. 11ри применении же механических контактов требуется защита электродвигателей от случайного включения при неисправностях электросистемы, для чего необходимы дополнительные коммутирующие элементы, закорачивающие линии управления. Эти элементы, при введсс:ии их H схему, снижают надежность работы и требуют дополнительных проводов
УПРс1В, ill! и.
Кроме того, недостатком является то, что при попадании электропитания от другой цепи на клеммных колодках, в жгутах, в распределительных коробках в провод, подходящий к одной из сериесных обмоток, электродвигатель начинает вращаться. В случае, если такое включение может привести к аварии (папример, самопроизвольный выпуск закрылков на максимальный угол при взлете
10 самолета) остановить электродвигатель можно только подачей электропитания в другую сериесную обмотку. Двигатель может остановиться, если нагрузка его не является помогающей, однако, при длительном удержании
15 двигателя в таком положении его обмотки начинают нагреваться и создается, таким образом, очаг пожара.
Для уменьшения числа соединительных проводов и повышения надежности устройст2! ва за счет исключения ложных включений при попадании питания от посторонней цепи, исключения возникновения аварийной ситуа ции и пожара при ложном включении в случае поломки коммутирующего элемента пред25 лагаемое устрос:ство для реверсирования электродвигателя постоянного тока выполнено в виде двух пар нормально замкнутых и нормально разомкнутых контактов, которые включены между полюсами источника пита3 !сия и пол!Осами перемеси!ОГО тока l êÿçÿHÈÎÃÎ
ХсОС10ВОГО Вhl!1РЯ МИ C, 5!.
481110
l0
Зз
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема огшсываемого устройства.
На чертеже показан мостовой выпрямитель, в плечи которого к одноименным электродам электрических вентилей 1 и 2, включены обмотки возбуждения 3 и 4 электродвиrareëÿ, образующие один из полюсов мостового выпрямителя, к которому подключена щетка 5 и якорная обмотка 6. Щетка 7 электродвигателя подключена к противоположному полюсу мостового выпрямителя, образованному электрическими вентилями 8 и 9. К другим полюсам мостового выпрямителя подключены провода цепей управления 10 и 11.
Эти цепи через нормально замкнутые контакты коммутирующих элементов 12 и 13 подсоединены к отрицательному полюсу источника питания. 11ри включении коммутирующего элемента 12 или 13 через его нормально разомкнутые контакты цепь управления 10 или 11 подключают к положительному полюсу источника питания.
Устройство работает следующим образом.
11ри включении коммутирующего элемента
12 положительный полюс источника питания соединяется через провод цепи управления
10, электрический вентиль 1, сериесную обмотку возбуждения 3 со щеткой 5 электродвигателя. Минус источника питания на щетку 7 электродвигателя подается через нормально замкнутые контакты коммутирующего элемента 13, провод цепи управления 11, электрический вентиль 9. Электродвигатель вращается. После достижения требуемого положения вала электродвигателя (или определенного количества оборотов) коммутирующий элемент 12 отключается, двигатель останавливается.
После включения коммутирующего элемента 13 происходит вращение электродвигателя в противоположном направлении. После отключения его двигатель останавливается.
При такой схеме включения электрических вентилей и коммутирующих элементов при поломке коммутирующего элемента 12 плп
13» замыкании им цепи включения электродвигателя в каком-либо направлении, прекратить работу электродвигателя можно включением другого коммутирующего элемента, при этом электродвигатель останавливается, через якорь ток не протекает, электродвигатель не нагревается, таким образом исключается возникновение пожара и уменьшается вероятность возникновения аварийной ситуации. Наличие в цепях управления двух проводов, вместо трех при ранее известной схеме реверсивного электродвигателя постоянного тока с последовательным возбуждением, исключает ложные включения электродвигателя при попадании в цепи управления 10 илп 11 постороннего (от другой защиты) плюса (или минуса при обратном включении электрических вентилей), при этом защита постороннего плюса (минуса) отключается, как при режиме короткого замыкания, так как обмотки электродвигателя занулены, и якорь не вращается
Цепи управления приобретают свойство двухпроводной линии управления и имеют меньший вес. (1редмет изобретения
Устройство для реверсирования электродвигателя постоянного тока, две сериесные обмотки возбуждения которого включены в плечи мостового выпрямителя, образованного четырьмя электрическими вентилями, а якорпа» обмотка подключена к полюсам постоянного тока этого выпрямителя, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения числа соединительных проводов и повышения надежности, оно выполнено в виде двух пар нормально замкнутых и нормально разомкнутых контактов, которые включены между полюсами источпика питания и полюсами переменного тока указанного мостового выпр»мптеля.
481110
Составитель В. Кучумов
Редактор Е, Байкова Техред Е. Подурушина Корректор О. Тюрина
Заки; 2581/14 Изд. ¹ 1691 Тнрахк 782 Подписное
1ЛНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2