Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

:Республик

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (») 481862 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 31.05.72,(21) 1929984Ю4-7 (51) М. Кл.

G. 01 т 31/12 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.08.75Бюллетеиь _#_ д1

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ао делам иэаоретений и открытий (53) УДК

621.3 14.21.004.5 (088.8) (45) Дата опубликования описания 19.11,75

Л. A. Астахова, Ю. И. Вичковский, И. М. Ворожцова, В. П. Каныгин, В. А. Маркин и A. Г. Медведева (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТРАНСФОРМАТОРОВ

ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПРОЧНОСТИ

I !

Изобретение относится к контрольноизмерительному оборудованию радиотехнической промышленности и может найти широкое применение в различных отраслях промышленности, где производится контроль трансформаторов на электрическую прочность.

Известна установка для контроля трансформаторов по электрической прочности и сопротивлению изоляции, которая содержит поворотный стол с тремя испытательными отсеками, блок автоматики, блок программ, блок контроля электропрочности, блок контроля сопротивления изоляции, блок контроля контактирования в кассете и световое индикаторное табло

«Брак-Годен .

Однако при использовании такого устройства возможно осуществлять контроль только импульсных трансформаторов при определенной величине испытательно« го напряжения, т.е. отсутствует автоматическое многоступенчатое (или плавное) повышение испытательного напряжения на контролируемом трансформаторе, вы- J держка, заданное время контролируемого ! трансформатора под испытательным нап.ряжением и многоступенчатое (или плавное) снижение упомянутого напряжения с трансформатора. Кроме того, для контроля разных типов трансформаторов необхо» димо изготовлять набор перфокарт и бпрк программ, обеспечивающий последовательность обмоток проверяемых трансформаторов, производить смену перфокарт.

Цель изобретения - обеспечение автоматизации и упрощение процессов контроля.

В описываемом устройстве это достигается тем, что блок к онтактир ования выполнен в виде жестко закрепленного шарового двит.ателя, на валу которого установлен поворотный диск, содержащий несколько, например два, отсеков, в каждом из которых установлена контактируюgp щая колодка, контакты которой соедине -, ны с подпружиненными роликами, установленными в отсеке и соединяющимися при контроле в определенной последова тельности с неподвижными контактами р5 }шинами, при этом блок контактирования %81802 электрически соединен через блок управле- ния шаговым двигателем и блок высокого напряжения с блоком управления и индикации.

На фиг. 1 изображено предложенное 5 устройство, общий вид; на фиг, 2 - контактирующее устройство; на фиг. 3— блок-схема предложенного устройства.

Устройство состоит из блока контакти-рования 1 (см,фиг. 1,3) расположенного I0 в столе 2; блока 3 управления и индикации, в который входят дешифратор 4, счетчик импульсов 5 и тиристорные ключи 6; блока 7 высокого напряжения, состоящего из весовых трансформаторов 8, промежутэч- 10 ного трансформатора 9 и высоковольтного. трансформатора 10; блока 11 управления шаговым двигателем, в который входят генератор 12, дешифратор 13, счетчик ил пульсов 14 и коммутатор 1>.

F 20

Контактирующее устройство состоит из жестко закрепленного па основании 1 6 (см. фиг. 2) шагэвэт о двигателя 17, на валу 18 которого закреплен поворотный диск 19 с отсеками 20 и 21. В отсеках 25 расположены сменные контактирующие колодки 22 и 23, пружинные контакты 24 которых соединены проводами 25 с контактами 26, соединяющимися с пружинными

:,контактами 27, закрепленными на nosopo 30 ном диске и соединенными проводами 28 с ноднружине;шыми роликами 29, расположенными равномерно в двух секторах, равных каждый 90о, в каждом отсеке. IIодг ру>:;инеппые ролики при вращении поворот- 35 .э .о диска катятся по контактным шинам

30, 31, 32.

В зависимости от типоразмера и количества обмоток тороидального контролируемого трансформатора,33 в отсеках повог 40 ротного диск 19 устанавливаются соответствующие сл енные контактирующие колодки 22, 23, а переключателем 34, входящим в дешифратор 13, задается сээтвез-, 45 ствуюшее число проверяемых обмоток контролируемого трансформатора.

В отсеке 21 на пэз. Х устанавливается контролируемый трансформатор 33.

Пружинные контакты 24, контакты 26, 50 привода 25, 28, пружинные контакты 27 и подпружиненные ролики 29 электрически соединенные между собой так, что независимо от типоразмера и количества обмоток кэнтролируе ..ого трансформатора в каждом отсеке один из выводов первой обмотки трансф .>рматора соединен с эдним из подпружиненных роликов 29, условно обозначенным цифрой 1, соответственно выводу 60 обмотки трансформатора, один из выводов второй обмотки трансформатора соединен с подпружиненным роликом, условно обозначенным цифрой lJ, и т.д... а центральные корпусные стержни 35, 36, hQ которые устанавливаются контролируемые трансформаторы, соединяются каждый в своел от секе с подпружиненным роликом. 29, обозначенныл знаком и расположенным ца большем радиусе эт центра поворотного диска, чел< все остальные подпружиненные ролики.

При нажатии кнопки "Пуск" (на чертежах не показана), расположенной в блоке управления и индикации, импульсы с генера тора 12 через счетчик импульсов 14 и коммутатор 15 поступают па шаговый двпгате)ц 17, который перемещает контролируемый трансформатор 33, расположенный в отсеке 20 поворотного диска 19, на поз. 11 на постояшяяй угол (например о

90 ) для любого типоразмера контролируе мого трансформатора, при этолл один из аоднружипеппых роликов 29, обозначенный

4 и расположенный в отсеке 20, соедипиотс» с контактной шиной 31, а все ос» таль ые подпружине п ые ролики, распэложенпые в отсеке 20 и эбозпачецные цифра "; ° " ми I, II, 111 и т.д., соединяются с контакт ной шиной 30.

После этого производится контроль электрической прочности всех обмоток трансформатора 33 относительно корпуса, при этом автоматически с помощью входящих в блок 3 управления и индикации дешифратора

4, счетчика импульсов 5 и тиристорных ключей 6, а также входящих в блок 7 высо». кого напряжения весовых трансформаторов

8, промежуточного транеформатора 9 и вы- ., соковольтного трансформатора 10 осуществляется многоступенчатое повышение испытательного напряжения (например от 0 до 15000 в) при этом повышение напряжения от 0 до 100 в происходит ступенями через .1 о с пспэльзэваннем только весовых и промежуточнэт о трансформаторов, а от 0 дэ 15000в - через 100в с использованием дэполнительног э высоковольтного трансформатора 10) в течение заданнэт о времени (например не менее 10 сек).

Затем происходит выдержка упомянутогэ трансформат ора иод этим на пряжением (например 15000 в ) заданное время (1 мин) и многоступенчатое понижение этэгo напряжения указанными ступенями за то же время (не менее 10 сек).

Затем необходимо проверить электрическую прочность каждой эбмэткIf кэнтролируеlмого трансформатора (обмотки Г, 11 тр -тр

481862

fJ7 и т. д..} по отношению ко всем

-тр остальным, при этом также автоматически производятся указанные подъем, выдержка и снятие испытательного напряжения.

При этом поочерецно один из выводов

5 каждой обмотки контролируемого трансформатора 33 соединяется с контактной шиной

31, а все остальные обмотки — с электрически .. соединенными друг с другом контактными шинами 30, 32, причем при

10 переходе от контроля одной обмотки к дру, г ой угол поворота шаг ов or о двигателя 1 7 (независимо от типоразмера контролируе-— мого трансформатора) буцет постоянным (например при максимально выбранном

15 количестве контролируемого трансформатора, равном 10, равномерном расположении подпружиненных роликов 29, обозначенных цифрами I, И, Ш, и т. д. в секторе о равном 90, и с учетом подпружиненного ролика 29, обозначенного ., этот угол поворота при переходе DT контроля, одной обмотки и другой будет равен 9о).

Таким образо.1, после контроля электрической прочности всех обмоток относительВо корпуса производится перемещение поворотного,циска на постоянный угол (напОт ример 9 ), при этом происходит электрическое соединение подпружиненного ролика

29, обозначенного цифрой, с контактной шиной 31 а уолнков 29, обоэначеицых цифрами I I III, ХУ и т..д., — с контактной шиной 30; подпружипенцый ролик 29, обозначенный 3., выходит из соединения с контактными шинами 30, 31, 32. После этого производится контроль электрической прочности обмотки f. контролируемого тр трансформатора относительно остальных

40 (обмотки If, Ш и т. д.).

-тр -тр

Затем шаговый,цвигатель перемещает поворотный диск еше на такой же посо тоянный угол (9 ), при этом подпружиненHbIA ролик 29, обозначенный цифрой, 4" соединяется с контактной шиной 32, под- . пружиненныи ролик 29, обозначенный цифрой ll„соединяется с контактной шиной

31, а все остальные (ролики, обозначенные цифрами Ш, 1У и т. д.) — с контактной шиной 30, и производится контроль электрической прочности обмотки П

-тр контролируемого трансформатора 33 относительно всех остальных (обмотки I 55

III,, IУ и т. д.). тр з-тр Тр

После гого, как произведен конгроль электрической прочности последней обмотки относительно всех остальных эагораетГ

Ен табнз прзпзпп (Ыа ЧЕРтЕжаХ НЕ ПОКаааH0I н.шаеееын,аеигатепь пеаеРачиентпн" . — =:к е на определенный угол, заданный в зависимости от числа обмоток контролируемого трансформатора переключателем 34, и перемешает трансформатор на позицию эа- рузки (йоз. D, где производится его снятие и установка другого контролируемого трансформатора. Одновременно па поз. И производится контроль ранее установленного трансформатора.

В случае нарушения электрической прочности той или иной обмотки контроли

I, руемого трансформатора загорается табло

"Брак" и номер бракованной обмотки, при этом дешифратор 4, входящий в блок 3 управления и индикации, выдает запрещающий сигнал на генератор 12, и управляю- щие импульсы с коммутатора 15 не поступают на шаговый двигатель 17. Дальнейшая проверка прекращается.

При нажатии на кнопку "Сброс", установленную в блоке 3 управления и индикации (на чертежах не показана), происхо дит перемещение контролируемого трансформатора на загрузочную позицию, схема возвращается в исходное состояние, браl кованный трансформатор снимается, устанавливается следующий контролируемый . трансформатор, нажимается кнопка "Пуск, трансформатор перемешается на поз. II

° У где производится его контроль. Далее цикл повторяется.

Прецмет изобретения

Устройство для контроля трансформаторов по электрической прочности, содержащее блок контактирования, блок управления и индикации, блок высокого напряЪсения и блок управления шаговым двигателем, отличающеесятем,что, с целью обеспечения автоматизации и упрощения процессов контроля, блок контактирования выполнен иэ жестко установленного шагового двигателя, на валу которого закреплен поворотный диск, содержащий по крайней мере два отсека, в каждом из которых установлена контактирующая колодка, в одном из отсеков установлены подпружиненные ролики, ссьединенные с контактами указанной колодки, причем блок контактирования электрически соединен через блок управления шаговым двигателем и блок высокого напряжения с блоком управления и индикации.