Ходоуменьшитель для самоходной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
-:- ИАФ
iEA
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 482334
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 25.05.72 (21) 1788543/27-11 с присоединением заявки №
ГосУдаРственный комитет (32) Приоритет
Совета Министров СССР оо делам изооретаний Опубликовано 30.08.75. Бюллетень № 32 (51) М, Кл. В 60k 17/10 (53) УДК 629.114.2-585. .2 (088.8) и открытий
Дата опубликования описания 27.11.75 (72) Авторы изобретения
A. М. Абрадушкин, С. Г. Борисов, К. И. Городецкий, А. Н. Крымский, Г. И. Кутняков, В. М. Мастеровой, А. Б. Халецкий, М. И. Злотник и Ю. В. Шеленков (71) Заявитель (54) ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ ДЛЯ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к самоходным машинам, в частности к ходоуменьшителям, используемым для работы на пониженных скоростях.
Известны ходоуменьшители самоходных машин, содержащие трехзвенный дифференциал, одно звено которого связано с двигателем, второе — с движителем, а третье — с гидромашиной постоянного объема с дроссельным регулятором.
В таких ходоуменьшителях бесступенчатое изменение скорости осуществляется в большинстве случаев с помощью специального дроссельного регулятора потока жидкости.
Однако для тракторов большой мощности в случае применения такого ходоуменьшителя и сохранения диапазона бесступенчатого изменения скорости мощность дросселирования значительно увеличивается. При этом требуется применение на тракторе более сложной системы охлаждения, использование большего количества масла, что усложняет конструкцию и приводит к неэкономичной работе трактора на пониженных скоростях.
Цель изобретения — уменьшение потерь мощности при регулировании скорости самоходной машины.
Для этого предложенный ходоуменьшитель снабжен дополнительной гидромашиной постоянного рабочего объема с дроссельным регулятором, приводимой от двигателя, и двухпозиционным распределителем, включенным между напорными магистралями гидромашин и подключающим в первом положении основную гидромашину к дроссельному регулято5 ру, а дополнительную — к сливу, а во втором положении соединяющим напорные магистрали обеих гидромашин.
Кроме того, для устранения динамических перегрузок при переключении распределителя, 10 в канале, соединяющем напорную магистраль дополнительной гидромашины с распределителем, установлен обратный клапан, а органы управления дроссельных регуляторов сблокированы между собой и органом управления
15 распределителем кинематической связью, обеспечивающей открытое положение одного дроссельного регулятора при закрытом положении другого.
На чертеже представлена схема ходоумень20 шителя самоходной машины, состоящей из основных узлов: двигателя внутреннего сгорания, коробки перемены передач, заднего моста и движителя.
Трехзвенный дифференциал 1 установлен в
25 кинематической цепи трансмиссии так, что его ведущее звено, например коронная шестерня 2, соединено через главную муфту сцепления (не показана на чертеже) с валом двигателя, ведомое звено, например водило 3,—
30 с первичным валом коробки передач, а про482334 межуточное звено, — солнечная шестерня 4,— с гидромашиной постоянного рабочего объема.
Дифференциал может быть установлен также и в другом месте кинематической цепи трансмиссии, но так, чтобы можно было использовать его в качестве приставки, легко монтируемой и демонтируемой на самоходной машине.
Гидросистема ходоуменьшителя включает резервуар 5, гидравлический распределитель 6, основную 7 и дополнительную 8 гидромашины постоянного рабочего объема, а также основной 9 и дополнительный 10 управляемые дроссельные регуляторы. В гидросистеме используется предохранительный клапан 11.
Гидромашина 7 подключена к масляному резервуару с помощью всасывающей магистрали 12, а к распределителю — с помощью напорной магистрали 13.
Гидромашина 8 подключена к масляному резервуару и распределителю соответственно магистралями 14 и 15. Вал гидромашины 7 соединен через зубчатую передачу с солнечной шестерней 4 дифференциала, а вал гидромашины 8 — с валом двигателя. Основной регулятор 9 потока подключен к распределителю 6, а регулятор 10 — параллельно напорной магистрали 15 гидромашины 8, Органы управления регуляторов 9 и 10 сблокированы с помощью жесткой кинематической связи 16 таким образом, что при закрытом одном регуляторе другой регулятор открыт.
При работе гидрообъемный ходоуменьшитель обеспечивает движение самоходной машины в одном из двух поддиапазонов бесступенчатого изменения пониженных скоростей— низшем и высшем.
Настройка на каждый поддиапазон осуществляется водителем с помощью распределителя. При включенной первой позиции распределителя, как показано на чертеже, самоходная машина будет работать на низшем поддиапазоне. В этом случае гидромашина 7 приводится во вращение от двигателя через звенья дифференциала и зубчатую передачу и работает в режиме гидротормоза. Бесступенчатое регулирование скорости трактора осуществляется изменением настройки основного дроссельного регулятора 9, гидравлически соединенного через распределитель с гидромашиной 7. При полностью открытом регуляторе гидромашина 7 может развить максимальную скорость, определяемую скоростью вращения вала двигателя и передаточным числом дифференциала от ведущего звена (коронная шестерня 2) к промежуточному звену (солнечная шестерня 4) при неподвижном ведомом звене (водило 3). В этом случае трактор неподвижен. При плавном закрытии регулятора поток рабочей жидкости, задаваемый им, уменьшается, а производительность гидромашины и скорость ее вала снижаются. При этом уменьшается скорость промежуточного звена дифференциала, а скорость ведомого звена, связанного с движителями и, соответственно, скорость трактора увеличиваются.
1 огда регулятор 9 закрыт, поток рабочей жидкости не может пройти через него на слив, и гидромашина 7 останавливается. При этом ведущее звено дифференциала будет полностью заторможено, а скорость ведомого звена
3 максимальна. Тогда трактор будет двигаться с минимальной скоростью в низшем поддиапазоне.
При возникновении перегрузок в трансмис10 останется неподвижной, и скорость трактора не изменится при переключении. Таким образом устраняется возможность максимального
65 сии давление в магистрали 13 становится выше расчетного, предохранительный клапан 11 открывается, при этом его проходное сечение задает максимальную производительность гид15 ромашине 7. Трактор останавливается.
При включенном низшем поддиапазоне дополнительная гидромашина 8 соединяется через распределитель 6 со сливом. В этом случае она приводится от двигателя и работает
20 вхолостую на слив. В ходоуменьшителе возможно использовать в качестве дополнительной гидромашины уже имеющуюся в гидросистеме трактора, например шестеренный насос навесной системы, а также предусмотреть от26 ключение в низшем поддиапазоне привода дополнительной гидромашины 8 с помощью, например, зубчатой муфты.
При необходимости движения трактора с большой скоростью водитель переключает рас30 пределитель в другое поло>кение. Тогда гидромашина 8 гидравлически соединяется с гидромашиной 7, регулятор 9 отключается от обеих гидромашин, а регулятор 10 параллельно подключается к ним. В этом случае рабо35 чая жидкость подается гидромашиной 8, работающей в режиме насоса с приводом от двигателя, из резервуара 5 по всасывающей магистрали 14 и под давлением по напорной магистрали 15 к гидромашипе 7, работающей
40 в режиме гидромотора. Гидромашина 7, вращаясь под действием напора жидкости, заставляет также вращаться через зубчатую передачу солнечную шестершо 4 дифференциала. Одновременно вал двигателя вращает дру45 гое звено дифференциала — коронную шестерню 2. Таким образом, в рассматриваемом режиме мощность от двигателя передается на привод хода трактора двумя потоками — механическим и гидравлическим, и оба потока
Б0 суммируются на дифференциале, Бесступенчатое регулирование скорости трактора в высшем поддиапазоне осуществляется при изменении настройки дополнительного дроссельного регулятора 10 потока.
55 Регулятор 10, благодаря жесткой кинематической связи его органа управления с органом управления основного регулятора 9, будет в момент переключения распределителя с низшего на высший поддиапазон полностью от00 крыт. По этой причине весь поток жидкости, подаваемый гидромашиной 8, будет проходить через регулятор 10 на слив, гидромашина 7
432334 ступенчатого изменения скорости при переключении распределителя. Такой скачок скорости при переключении распределителя мо>кет происходить при отсутствии блокировки регуляторов и переключении распределителя, например, с низшего поддиапазопа на высший, когда регулятор 9 открыт, а регулятор 10 закрыт.
При закрытии регулятора 10 поток рабочей жидкости, проходящей через него, уменьшится, а поток, подводимый к гидромашине 7, увеличится. Тогда скорость гидромашины 7 возрастет, а направление вращения ее вала, и. следовательно, солнечной шестерни 4 дифференциала будет противополо>кным, и за счет этого водилу 3 задается скорость, большая его максимальной скорости на низшем поддиапазоне. При этом скорость трактора будет возрастать, а общий диапазон бесступенчатого регулирования скорости расширится.
Когда регулятор 10 полностью закрыт, скорость трактора максимальна.
Таким образом, бесступенчатое регулирование пониженной скорости движения самоходной машины в каждом поддиапазоне осуществляется за счет дросселирования жидкости, т. е. потери части мощности. При этом происходит нагрев гидропривода. Однако мощность дросселирования и нагрев в предлагаемой схеме будут меньше, чем в схеме ходоуменьшителя прототипа при условии обеспечения обоими ходоуменьшителями одинакового диапазона пониженных скоростей. В предлагаемой схеме параметры дифференциала и гидромашин должны быть рассчитаны, предпочтительно, таким образом, чтобы максимальная величина мощности дросселирования при работе в высшем поддиапазоне была бы равна максимальной величине мощности дросселированпя при работе в низшем поддиапазоне.
При этом условии схема будет наиболее экономичной, так как разность между макси5 мальной мощностью дросселирования в ходоуменьшителе-прототипе и максимальной мощностью в рассматриваемом ходоуменьшителе будет наибольшей.
Предмет изобретения !. Ходоугленьшитель для самоходной машины, содержащий трехзвенный дифференциал, одно .-,ве о которого связано с двигателем, второе — с движителем, а третье — с гидро15 машино постоянного объема с дроссельным регулятором, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потерь мощности при регулировании скорости самоходной машины, он снабжен дополнительной гидромашиной по20 стоянного рабочего объема с дроссельным регулятором, приводимой от двигателя, и двухпозиционным распределителем, включенным между нагорными магистралями гидромашин и подключающим в первом положении основ25 ную гидромашину к дроссельному регулятору, а дополнительную — к сливу, а во втором положении соединяющим напорные магистрали обеих гидромашин.
2. Ходоуменьшитель по п. 1, о т л и ч а ю30 шийся тем что, с целью устранения динаглических перегрузок при переключении распределителя, в канале, соединяющем напорную магистраль дополнительной гидромашины с распределителем, установлен обратный
35 клапан, а органы управления дроссельных регуляторов сблокированы между собой и органом управления распределителем кинематической связью, обеспечивающий открытое положение одного дроссельного регулятора при
10 закрытом положении другого.
482334
Составитель А. Корчагин
Техред Т. Миронова
Редактор А. Купрякова
Корректор Л. Орлова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3123/13 Изд. № 177! Тираж 782 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5