Автоматический стояночный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛ ИСАЙИ Е
ИЗОБРETE Н ИЯ (1.1> 48 2337
Фоюа Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.07.73 (21) 1948715/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл. В 601 17/16
Государотвеииый комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 625.2-592.59 (088.8) по делам изобретеиий Опубликовано 30.08.75. Бюллетень № 32 и открытий
Дата опубликования описания 27.11.75 (72) Авторы изобретения
В. Г. Иноземцев, Е. И. Кузьмина, С. С. Андреев, А. Ф. Занин, А. С. Приступов, П. Н. Тифлов и И. И. Тужилкин
Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта и Первомайский тормозной завод (71) Заявители (54) АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ
Изобретение относится преимущественно к области железнодорожного транспорта и касается конструкции автоматических стояночных тормозов подвижного состава железных дорог.
Известен автоматический стояночный тормоз железнодорожного подвижного состава, содержащий тормозной цилиндр, шток поршня которого имеет несамотормозящуюся резьбу с подпружиненной, закрепленной на упорных подшипниках гайкой с фрикционной поверхностью, контактирующей с подпружиненной фрикционной втулкой, взаимодействующей со стопорным кольцом, связанным с одним из двух подвижных элементов, нагруженным давлением воздуха тормозной магистрали.
В известных стояночных тормозах тормозная сила, создаваемая ими в случае утечки воздуха из тормозного цилиндра, недостаточна.
Цель изобретения — сохранение тормозной силы заданной величины в случае утечки воздуха из тормозного цилиндра.
Достигается это тем, что фрикционная втулка установлена одной стороной на упорном подшипнике, а другой стороной связана с подпружиненным со стороны корпуса цилиндра стопорным кольцом посредством зубьев, выполненных на сопряженных поверхностях, при этом гайка прижата к другому подвижному элементу, нагруженному давлением воздуха запасного резервуара, С целью обеспечения зацепления зубчатых поверхностей фрикционной втулки и стопорпого кольца при служебном торможении и отпуске, между гайкой и упорным подшипником может быть установлено фрикционное кольцо 0 с выступом, взаимодействующим с выступом, выполненным на фрикционной втулке, при расцепленном положении фрикционной втулки и стопорного кольца, а подвижные элементы могут быть выполнены в виде соосно рас15 положенных поршней.
На чертеже изображен предложенный автоматический стояночный тормоз.
Автоматический стояночный тормоз содержит тормозной цилиндр 1, шток 2 поршня (на чертеже не показан), на несамотормозящуюся резьбу которого навернута гайка 3 с коническими поверхностями, вращающаяся в упорных подшипниках 4 и 5, две соосные цилиндрические полости 6 и 7 с поршнями 8 и 9, 25 стопорное кольцо 10, фрпкционную втулку 11 и фрикционное кольцо 12. Стопорное кольцо
10 и фрикционная втулка 11 выполнены с зубьями на сопряженных поверхностях. Фрикционная втулка 11 имеет коническую поверх482337
23
25 зо
35 о
55 со
3 ность и штифт 13; она нагружена пружиной 14 через упорный подшипник 15. Пружина 16 опирается на подшипник 5, а пружина 17— на стопорное кольцо 10. Фрикционное кольцо 12 выполнено с выступом 18. Полость 19 сообщается с тормозной магистралью (на чертеже не показана), а полость 20 — с запасным резервуаром (на чертеже не показан). Между упором 21 в корпусе тормозного цилиндра и поршнем 8 имеется зазор а, а между стопорным кольцом 10 и торцом корпуса тормозного цилиндра — зазор б, причем о<а.
При первоначальной зарядке тормозной системы воздух из тормозной магистрали поступает в полость 19, в результате чего поршень
9 перемещает кольцо 10 вправо (по чертежу).
При этом фрикционная втулка 11 остается в зацеплении с кольцом 10, перемещаясь вместе с ним пружиной 14. Одновременно воздух из запасного резервуара поступает в полость 20, и после возрастания давления до величины, на которую рассчитаны пружины 14 и 16, поршень 8 через подшипник 4 перемещает гайку
3 по штоку 2 вправо (по чертежу) на величину зазора а, вращая ее в подшипниках 4 и 5, При торможении сжатый воздух из воздухораспределителя воздействует на поршень тормозного цилиндра 1, который совместно со штоком 2 перемещается вправо (по чертежу).
При этом усилие пружины 16 через подшипник 5 заставляет гайку 3 навинчиваться на шток 2, так как между коническими поверхностями фрикционной втулки 11 и гайки 3 имеется зазор.
При отпуске автоматического тормоза в режимах служебных торможений шток 2 тормозного цилиндра возвращается в исходное положение с вращением гайки 3 по резьбе.
При полной разрядке тормозной магистрали до атмосферного давления пружина 17 перемещает стопорное кольцо 10 с поршнем 9 и фрикционной втулкой 11 в крайнее левое (по чертежу) положение до посадки фрикционной втулки 11 на упорный подшипник 15.
После истощения запасного резервуара до давления, меньше величины, на которую рассчитаны пружины 14 и 16, гайка 3 под действием пружины 16 наворачивается на шток 2 до замыкания фрикционных поверхностей гайки 3 и фрикционной втулки 11. Вследствие отсутствия вращения гайки образуется жесткая фиксация деталей 3 и 11, 11 и 10, шток 2 остается в заторможенном положении независимо от утечек сжатого воздуха из тормозного цилиндра.
Для автоматического отпуска тормоза необходимо повысить давление в тормозной магистрали. При этом воздух из тормозной магистрали поступает в полость 19, перемещает поршень 9 и стопорное кольцо 10 на величину зазора б, разъединяя зубчатое зацепление между стопорным кольцом 10 и фрикционной втулкой 11. Гайка 3 под действием усилия, передаваемого от тормозной рычажной передачи через шток 2, вращается в сцепленном с фрикционной втулкой 11 состоянии, и поршеньтормозного цилиндра перемещается в отпускное положение.
При ручном отпуске тормоза происходит разъединение зубчатого зацепления фрикционной втулки 11 и стопорного кольца 2.0, и дальнейший процесс происходит как и при автоматическом отпуске.
Если зубья фрикционной втулки 11 входят ь зацепление с зубьями стопорного кольца 10, то при служебных торможениях фрикционное кольцо 12, вращающееся вместе с гайкой 3, своим выступом 18 не воздействует на штифт
13. Если зубья фрикционной втулки 11 не вошли предварительно в зацепление с зубьями стопорного кольца 10, то выступ 18 при Вращении гайки 3 при первом служебном торможении воздействует на штифт 13 и поворачивает фрикционную втулку 11 до тех пор, пока е зубья не войдут в зацепление с зубьями стопорного кольца 10 под воздействием пру>кины 14, Предмет изобретения
1. Автоматический стояночный тормоз, содержащий тормозной цилиндр, шток поршня которого имеет несамотормозящуюся резьбу с подпружиненной, закрепленной на упорных подшипниках гайкой с фрикционной втулкой, взаимодействующей со стопорным кольцом, связанным с одним из двух подвижных элементов, нагруженным давлением воздуха тормозной магистрали, отличающаяся тем, что, с целью сохранения тормозной силы заданной величины в случае утечки воздуха из тормозного цилиндра, фрикционная втулка установлена одной стороной на упорном подшипнике, а другой стороной связана с подпружиненным со стороны корпуса цилиндра стопорным кольцом посредством зубьев, выполненных на сопряженных поверхностях, при этом гайка прижата к другому подвижному элементу, нагруженному давлением воздуха запасного резервуара.
2. Автоматический стояночный тормоз по и. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения зацепления зубчатых поверхностей фрикционной втулки и стопорного кольца при служебном торможении и отпуске, между гайкой и упорным подшипником установлено фрикционное кольцо с выступом, взаимодействующим с выступом, выполненным на фрикциопной втулке, при расцепленном положении фрикционпой втулки и стопорного кольца, 3. Автоматический стояночный тормоз по и. 1, отличающийся тем, что подвижные элементы выполнены в виде соосно располо>кенных поршней, 482337 га в
Составитель Е, Кузьмина
Техред Т. Миронова Корректор Л. Орлова
Редактор А. Купрякова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2909 7 Изд. № 1771 Тираж 782 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, )К-35, Раушская наб., д, 4(5