Буксирный гак
Иллюстрации
Показать всеРеферат
< 11 482348
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.07.71 (21) 1682501/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.08.75. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 26.11.75 (51) N. Кл. В 63Ь 21/60
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 625.12.013 (088.8) (72) Авторы изобретения И. Я. Бейлин, Ф. И. Базин, Г. Ю. Лея, E. A. Морозов, Ю. И. Антипкин, А. Ф. Корнеев, C. С. Смирнов, Л.
К. H. Мельников и Л. В. Жаворонков
Центральный научно-исследовательский институт
В. И. Каверя, С. Папков, (71) Заявитель есо (54) БУКСИРНЪ|Й ГАК
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым буксирным устройствам.
Известны буксирные гаки с устройствами дистанционной отдачи, которые предусматривают ручное воздеиствие на органы управления дистанционной отдачи, Однако при аварийном наклонении судна под действием буксирного каната они не обеспечивают исполнения команды отдать буксирный гак непосредственно с места его установки или с помощью известных устройств дистанционной отдачи ввиду мгновенного совершения наклона.
Кроме того, известные буксирные гаки выполняются таким образом, что устройство отдачи при натяжении буксирного каната находится под нагрузкой, что крайне затрудняет отдачу гака, а иногда приводит к его заклиниванию.
Цель изобретения — обеспечение самоотцепа крюка от буксирного каната при аварийном наклонении судна.
Цель достигается тем, что в предложенном буксирном гаке смонтирован управляемый фиксатор, содержащий размещенный в прорези корпуса ролик, взаимодействующий с параллельно смонтированными подпружиненным, с двумя уступами пальцем и упорным стержнем, соединенным с хвостовиком крюка и с одним из уступов подпружиненного пальца, перемещаемого поворотом двуплечего рычага, взаимодействующего с размещенным в корпусе гака кулачком, смонтированным на несущей корпус оси.
На фиг. 1 изображен предлагаемый буксирный гак в закрытом положении, вид сбоку в разрезе; на фиг. 2 — то же, в открытом положении, вид сверху в разрезе.
Буксирный гак содержит корпус 1, шарнирщ но-смонтированный на нем крюк 2, управляемый в рабочем положении фиксатором 3. Последний содержит размещенный в прорези 4 корпуса ролик 5, взаимодействующий при закрытом положении крюка 2 с упорным стерж15 нем 6, соединенным с его хвостовиком 7, а при открытом положении крюка 2 — с одним из двух уступов подпружиненного пальца 8, подвижного посредством выступа 9 на поворотном двуплечем рычаге 10, взаимодействующем при повороте корпуса гака с кулачком
11 подвижной в горизонтальной плоскости проушины 12, смонтированной на оси 13, несущей корпус гака, и шарнирно-соединенной с буксирной рамой 14. Дистанционную отда25 чу каната 15 производят при помощи дистанционного троса 16.
Работа буксирного гака заключается в следующем.
На крюк 2 надевают петлю буксирного ка80 ната 15, для чего буксирный гак вручную под482348 нимают (см. фиг. 2). В таком положении выступ 9 поворотного рычага 10 набегает на кулачок 11 подвижной проушины 12, поворачивает рычаг 10, взаимодействующий с подпружиненным пальцем 8, перемещающим в осевом направлении и сжимающим пружину и освобождающим ролик 5, который по наклонной плоскости перемещается с мелкого уступа на глубокий уступ, освобождая при этом канавку упорного стрежня 6, и создавая возможность перемещения его в осевом направлении. При этом крюк 2 раскрывается.
Для приведения буксирного крюка в закрытое (рабочее) положение петлю буксирного каната накладывают на крюк 2, который поворачивают в закрытое положение (см, фиг.
1), а корпус 1 гака опускают. При этом упорный стержень 6, ролик 5, подпружиненный палец 8 и поворотный рычаг 10 занимают рабочее положение.
Открыть крюк можно и без подъема гака.
Для этого достаточно принудительно повернуть рычаг 10 непосредственно с места установки гака или дистанционно из рубки судна посредством троса 16.
Лвтоматическая отдача буксирного каната происходит следующим образом. При аварийном наклонении судна на угол, превышающий допустимый для данного типа судна, буксирный гак под натяжением каната остается в горизонтальном или близком к горизонтальному положении. Закрепленная на судне буксирная рама с судном наклоняется на угол а (см. фиг. 2) и наклоняет на этот же угол подвижную проушину 12, имеющую только одну степень свободы, то есть способную поворачиваться только в горизонтальной плоскости с борта на борт. Кулачок 11, воздействуя на выступ 9 рычага 10, перемещает подпружиненный палец 8, освобождая упорный стержень 6 от ролика 5. Крюк 2 открывается, осБ вобождая петлю буксирного каната 15, то есть происходит самоотцеп крюка от буксирного каната.
Таким образом, конструкция предлагаемого буксирного гака в аварийных ситуациях при
lo превышении судном допустимого угла крена автоматически освобождается от буксирного каната. В случае необходимости отдача крюка может быть осуществлена вручную, дистанционно из рубки судна. !
Предмет изобретения
Буксирный гак, смонтированный шарнирно
20 на буксирной раме, жестко закрепленной на корпусе судна, и содержащий корпус с поворотным крюком, управляемым фиксатором, смонтированным в корпусе и взаимодействующим с ним посредством троса дистанционной
25 отдачи, отличающийся тем, что, с целью обеспечения самоотцепа крюка от буксирного каната при аварийном наклонении судна, фиксатор содержит размещенный в прорези корпуса ролик, взаимодействующий с паралЗв лельно смонтированными подпружиненным с двумя уступами пальцем и упорным стержнем, соединенным с хвостовиком крюка и с одним из уступов подпружиненного пальца, перемещаемого поворотом двуплечего рычага, зь взаимодействующего с размещенным в корпусе гака кулачком, смонтированным на несущей корпус оси.
482348 Рог. /
Составитель В. Кочнев
Техред Т. Миронова
Редактор А. Кунрякова
Корректор В. Брв1ксина
Заказ 2929/11 Изд. № 1756 Тираж 529 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Типогра >пя, пр. Сапунова. 2