Автокомпенсационное измерительное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

0П ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз советских

СОциолистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву №вЂ” (22) Заявлено 26.07.73 (21) 1960002/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 30.08.75. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 19,01.76 (51) М. Кл. G Olk 7/16

G O1r 17/06

Государственный комитет

Совете Министров СССР оо делом изооретениР и открытий (53) УДК 621.317.083.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Е. А. Вераксич, В. Д. Гринец и Е. А. Демин

Львовский ордена Ленина политехнический институт (7! ) Заявитель (54) АВТОКОМПЕНСАЦИОННОЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ

УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к области измерительной техники.

Известны автокомпенсационные измерительные устройства, содержащие датчик сопротивления, трансформатор, компенсационный резистор, реохорд, усилитель.

Недостаточные точность и чувствительность таких устройств обусловлены наличием угловой и токовой погрешностей трансформатора тока.

В предлагаемое устройство введены индуктивность, включенная последовательно с первичной обмоткой трансформатора, и конденсатор, включенный параллельно цепочке индуктивность — первичная обмотка трансформатораа.

Благодаря этому повышается точность и чувствительность автоком пенс ацион ного измерительного устройства.

На чертеже показана принципиальная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит датчик 1 сопротивления, включенный последовательно с индуктивностью 2 и первичной обмоткой трансформатора 3. Параллельно цепочке индуктивность — первичная обмотка трансформатора подключен конденсатор 4. Во вторичную обмотку трансформатора тока включены компенсационный резистор 5 и реохорд б. Один вывод датчика 1 подсоединен к общей точке вторичной обмотки трансформатора 3 и резистора 5. Другой выход датчика 1 и движок реохорда б связаны с входом усилителя 7. Реверсивный двигатель 8, механически соединенный с движком реохорда 6, подключен к усилителю 7.

С изменением величины сопротивления датчика 1, вызванного изменением измеряемого параметра, меняется падение напряжения на нем. При этом на входе усилителя 7 появляется напряжение разбаланса, а на его выходе усиленное напряжение разбаланса приводит в движение реверсивный двигатель 8. Двигатель перемещает движок реохорда 6 до тех пор, пока падение напряжения на резисторе

5 и участке реохорда 6 не уравняется с новым падением напряжения на датчике 1.

Напряжение разбаланса на входс усилите2О ля 7 содержит две составляющие: синфазную и квадратурную. Синфазная составляющая напряжения разбаланса содержит в себе составляющую, определяемую токовой погрешностью трансформатора 3 и компенсиру25 емую фазочувствительным усилителем 7.

Квадратурная составляющая определяется в основном угловой погрешностью трансформатора и вызывает уменьшение линейной зоны усилителя, увеличивает его зону нечувстви30 тельности, а поэтому приводит к ухудшению

ТОЧНОСТИ Измеренйя и динамичеСкиХ характеристик устройства.

Таким образом, систематическая токовая погрешность непосредственно определяет погрешность устройства, а угловая — косвенно. Коэффициент влияния обеих погрешностей трансформатора на точность работы устройства тем больше, чем больше отношение начального сопротивления датчика 1 к его максимальному приращению, определяемому как диапазоном измерения, так и чувствительностью датчика.

В описываемом устройстве обеспечивается компенсация обеих погрешностей трансформатора, Подключением конденсатора 4 параллельно первичной обмотке трансформатора достигается совпадение по фазе тока через датчик 1 и тока вторичной обмотки трансформатора тока 3, т, е. устранение влияния угловой погрешности. Включение индуктивности 2 последовательно с трансформатором 3 приводит к увеличению тока вторичной обмотки, т. е. к компенсации токовой погрешности.

Величины индуктивности L и емкости С с достаточной точностью определяются выражениями

С сч (R г+ r<) 10 где 6; — величина угловой погрешности трансформатора;

R z — приведенное к первичной обмотке активное сопротивление вторичного контура трансформатора;

r — активное сопротивление первичной обмотки трансформатора; х — угол потерь в материале сердечника; а — круговая частота напряжения питания.

Таким образом, данное устройство позволяет устранить влияние погрешностей трансформатора тока, повысить точность измерения и расширить возможности устройства.

Предмет изобретения

Автокомпенсационное измерительное устройство, содержащее датчик сопротивления, трансформатор, компенсационный резистор, реохорд, усилитель, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и чувствительности, в него введены индуктивность, включенная последовательно с первичной обмоткой трансформатора, и конденсатор, включенный параллельно цепочке индуктивность— первичная обмотка трансформатора.

Составитель T. Сердобольская

Редактор T. Рыбалона Техрсд T. Миронова Корректор А. Степанова

Заказ 7938 Изд. № 1736 Тираж 740 Подписное

ЦНИИГ1И Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Череповецкая городская типография