Антифрикционный материал

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И М. -" " Н"ИИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 483913

К ASTQPCNOMY СВИДЕТИЛЬСТЕУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено15.03,73 (21) 1894833/23-26 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл

Г 16 С 33/16

001 f331/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 25.09.76.Бюллетень № 35 (53) УДК 661. 666.2 (088.8) (45) Дата опубликования описания 22.12,76

Г. Н. Багров, P. П. Берлизова, Ю. Н. Васильев, В. М. Емельянова, П. Ф. Лаврухин и B. A. Фуголь (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

15

Изобретение относится к антифрикционным материалам на основе графита, предназначенным для использования в высокотемпературных узлах трения в различных отраслях промышленности, Известен антифрикционный материал на основе графита, включающий 1-7% фосфата марганца. Однако он обладает недостаточно высокой стойкостью к оксилению при температуре выше 600 C

Известен также материал на основе графита, включающий фосфат калия в количестве 1-10%. Однако этот материал не обладает атифрикционными свойствами при температуре выше 500 С.

Цель изобретения состоит в улучшении антифрикционных свойств материала и в повышении стойкости его к окислению.

Цель достигается тем, что в графит, помимо фосфата марганца, взятого в количестве 0,5-3,5 вес„%, вводят фосфат калия в количестве 0,5-3,5 вес.%,и в качест- ве основы берут графит на основе непрокаленного кокса, 25

Материал изготавливают следующим образом.

Заготовки графита на основе непрокаленного кокса, например марки МПГ-6, заливают раствором, содержащим в 2 л 200 г хлористого марганца (М т1С1 . 4H20), 74г хлористого калия (КС1 ) и 400 мл 85%ной ортофосфорной кислоты (НзРО4). Заготовки под слоем раствора помещают в автоклав, откачивают из автоклава воздух до остаточного давления 10 мм рт„ст., после чего в автоклав подают воздух и выдерживают 2 час. Пропитанные образцы подвергают термообработке в муфельной печи в засыпке из кокса с постепенным о повышением температуры от 20 до 200 С со скоростью 10 град/час, от 200 до

800 С со скоростью 50 град/час.

Усиление действия фосфата марганца при введении в него фосфата калия объясняется тем, что последний способствует сохранению стеклообразного состояния фосфатов при 600-650 С. Стеклообразный фосфат закрывает мелкие поры и уменьшает удельную поверхность графита. Кроме того, вве483913 дение фосфата калия повышает основность и увеличивает время, в течение которого фосфат сохраняет способность разлагаться с выделением летучих фосфорных соединений . Эти соединения (фосфорный ангидрид или фосфорная кислота) создают в порах графита защитную атмосферу, а также, адсорбируясь на поверхности графита, сообщают ему смазывающую способность при высоких температурах.

Фосфат калия без фосфата марганца довольно эффективен как замедлитель окисления, но не может быть использован в качестве добавки для антифрикционных материалов, так как он выплавляется из о графита при температуре выше GOO С, что резко повышает коэффициент трения материала, кроме того, теряется смазывающая способность.

В таблице приведены сравнительные данные о скорости окисления и антифрикционных свойствах материалов, полученные на различных образцах графита на основе прокаленного и непрокаленного кокса при введении добавок фосфатов марганца и калия в различных количествах, Из таблицы видно, что наилучшие результаты по сравнению с ранее известными материалами (образцы 1 и 2) как по стойкости к окислению, так и по антифрикционным свойствам получают при совместном введении фосфатов марганца и калия (образцы 6-8) в оптимальном соотношении 1:1 и при использовании графита на основе непрокаленного кокса.

Повышение стойкости к окислению объясняется наличием в графите на основе непрокаленного кокса деформированных пор, которые препятствуютокислению графита.

Снижение скорости износа при трении связано с большей прочностью графита íà основе непрокаленного кокса.

Я

О»

fQ

О»

О (Q

О»

4 о

О

1 1

1 1 г3 а и

О

О (Л

С0 1 03 Я

О и

О

CQ и

О

Я с д О

О О о (() с0 Щ

О О О О ф (л

tg и о

-ц И

;1ч Я о и

Ф

1

4 д х

О С4 о Л о и о

Л о ф

tQ ч и

3,"Я о

IQ и

О

7l х х о х

ы

И х

О х (ч х с и о

О

lQ

Э . о

v о о

IQ и

Э х ж х о

Щ и о х

03 и

65 и о я1

Й и сЦ

Щ х а, и

° е И

483913

Ц о

F4

Oî а- О

О - л

Г Я Я с1 l со л

1 (0 l

1 с с х о

М

О о х х И (o g u о о„о х <„"

О ж

О О О»

OOО (д (Q л O

1 -) Я л О

483913

Составитель Т, Ильинская

Редактор Л. Ушакова Техред О. Луговая Корректор В, Куприянов

Заказ 5356/99 Тираж 1134- Подписное

ЦНИИПИ Государственного KoiviHTGTB Совета Мннист ов СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.- 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Формула изобретения

Антифрикционный материал, содержащий графит и фосфат марганца, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью улучшения антифрикционных свойств и повышения стойкости к окислению, в него введен фосфат

8 калия и использован графит на основе непрокаленного кокса при следующем соотношении компонентов, вес. /0. б Графит

93-99

Фосфат марганца О.6-3,5

Фосфат калия О,5-3,5