Схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (п) 484131
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.07.73 (21) 1955374/40-23 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.75, Бюллетень Ке 34
Дата опубликования описания 24.12.75 (51) М. Кл. В 64d 47/04
F 21m 3/22
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 628.94(088.8) (72) Авторы изобретения
Г. Ф. Котлярский, В. С. Голланд, Д. Д. Сафонов, В. А. Иванов, В. И. Мамотюк, С. А. Клюсов и Л. В. Мещанов (71) Заявитель (54) СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТНОЙ ПОСАДОЧНОРУЛЕЖНОЙ ФАРОЙ
Изобретение относится к самолетному светотехническому оборудованию.
Исходя из требований уменьшения веса оборудования, применяемые на самолетах фары для освещения взлетно-посадочной полосы (ВПП) выполняются двухнитевыми с посадочным и рулежным светом в одном оптическом элементе.
Электросхема управления такой фарой осуществляется от одного переключателя, устанавливаемого на пульте летчика с целью облегчения пилотирования и исключения возможных ошибочных действий.
Однако установка различных фар для посадки и рулежки для машин указанного класса нецелесообразна, так как это утяжеляет самолет.
С целью улучшения эксплуатации самолета за счет облегчения управления посадочно-рулежными фарами путем воздействия только на один управляющий элемент предлагаемая схема содержит реле управления электромеханизмом поворота, управляющая обмотка которого подключена к цепи рулежного света, а контакты — к цепям управления электромеханизмом выпуска-уборки, и переключающий микровыключатель, установленный в минусовой цепи электромеханизма выпуска-уборки.
Для обеспечения .возврата фары в исходное положение при ошибочном повороте ее и последующем исправлении ошибки цепи питания электромеханизма поворота от линии выпуска фары и линии уборки фары соединены между собой и в них установлены развязыва5 ющие диоды.
На чертеже показана предлагаемая схема управления самолетной посадочно-рулежной фарой.
Фара может быть в убранном, посадочном
io и рулежном положениях.
Основное положение фары на самолете— посадочное, т. е. такое положение, когда ось ее направлена под углом в горизонтальной плоскости до 25 к оси самолета.
15 Для обеспечения освещения рулежной дорожки ВПП фара выпускается и поворачивается по оси самолета.
Для установки фары в рулежное положение сдвоенный переключатель 1 ставят в положе о ние рулежка («Рул»), напряжение подают на обмотку реле 2, включающего нить 3 накала рулежного света, одновременно срабатывает реле 4 и подготавливает цепи включения электромеханизма 5 поворота. При замыкании переключателя срабатывает также реле 6, включающее электромеханизм 7 на выпуск фары при помощи редуктора 8. Фара выпускается. В крайнем положении ее микровыключатель 9 замыкается и тем самым подготавливается цепь на уборку фары, а микровы484131
5 !
О !
20
25 зо
40 ключатель 10 переключают, и напряжение подают на электромеханизм 5, при помощи которого оптический элемент 11 фары поворачивается в рулежное положение, т. е. по оси самолета. В крайнем повернутом положении элемента 11 микровыключатель 12 размыкается, а микровыключатель 13 переключается на цепь возврата электромеханизма поворота.
После рулежки фара убирается. При этом переключатель 1 ставится в положение «убрано». Реле 2, 4 и 6 обесточиваются через обмотку возврата электромеханизма 5, с помощью которого элемент 11 возвращается в исходное положение.
В исходном положении оптического элемента микровыключатель 12 замкнут, а микровыключатель 13 переключен на минусовую цепь электромеханизма уборки, Фара включается на уборку. После уборки положение элементов схемы соответствует положению, показанному на чертеже.
При установке фары .в посадочное положение переключатель 1 ставят в положение посадка («посад.»). При этом реле 6 срабатывает и подает напряжение на выпуск фары. При помощи электромеханизма 7 и редуктора 8 фара выпускается. Одновременно реле 14 включает нить 15 посадочного света, а реле 16 обесточивает реле 2. Уборку фары производят как было описано выше.
При ошибочных действиях летчика, когда требуется установить фару в посадочное положение, а переключатель 1 ставится в положение рулежка («рул»). Электросхема работает также, как описано выше. Фара повернута в рулежное положение, т. е. по оси самолета, и включен рулежный свет.
Летчик обнаруживает ошибку и, быстро исправляя ее, ставит переключатель 1 в положение посадка («посад.»). При этом реле 14 включает посадочный свет, а реле 16 обесточивает реле 2, которое выключает рулежный свет и соответственно обесточивает реле 4.
Электромеханизм поворота поворачивает оптический элемент фары в исходное положение при положениях микровыключателей 12 и 13, соответствующих конечному повернутому положению оптического элемента, т. е. микровыключатель 12 выключен, а микровыключатель
13 переключен на минусовую цепь электромеханизма 5, В этом случае напряжение подается через контакты реле 6, микровыключатель 1О, диод 17, замкнутые контакты реле
4 и микровыключатель !3 на электромеханизм
5. Оптический элемент 11 поворачивается в исходное посадочное положение. Диод 18 не пропускает ток на обмотку электромеханизма
7, так как после переключения микровыключателя 13 фара может убраться. Таким образом, введение диодов 17 и 18 в цепь питания электромеханизма поворота позволяет исправить ошибку, допущенную летчиком.
Предмет изобретения
Схема управления самолетной посадочнорулежной фарой, содержащая микровыключатель, реле управления электромеханизмами выпуска-уборки и поворота оптического элемента, управляющая обмотка которого подключена к цепи рулежного света, а контакты — к цепям управления электромеханизмом выпуска-уборки, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения эксплуатации самолета, цепи питания электромеханизма поворота от линии выпуска фары и линии уборки фары соединены между собой через разделительные диоды, кроме того микровыключатель подключен к цепи электромеханизма выпускауборки, 484131
Составитель М. Соколова
Редактор Г. Мозжечкова Техред Л. Казачкова Корректор Т. Добровольская
Заказ 3152/10 Изд. № 1809 Тираж 559 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб„д. 4j5
Типография, пр. Сапунова, 2