Упруго-предохранительная центробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

OnИСЛНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<и> 484330

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.06.73 (21) 1927873/25-27 (51) М. Кл. F 16d 43/20 с присоединением заявки №

Государствениыа комитет

Совета Министров СССР во делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15,09.75. Бюллетень ¹ 34

Дата опубликования описания 04.01.76 (53) УДК 621.825.57 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. А. Лабковский и Е. М. Волчков (71) Заявитель

Кузбасский политехнический институт (54) УПРУГО-П РЕДОХРАН ИТЕЛ ЪНАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ

МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах тяжелых машин, работающих в условиях больших динамических перегрузок.

Известна упруго-предохранительная центробежная муфта, содержащая ведомую полумуфту, выполненную в виде центрального колеса, сцепленного с ведущей полумуфтой, выполненной в виде зубчатого сателлита, связанного водилом с ведущим валом. Сателлит снабжен парой фрикционных дисков, один из которых жестко соединен с сателлитом, а другой — с дебалансом и поджат к сателлиту пружиной. Несоосность ведущего и ведомого валов, эксцентричная посадка сателлитов, смещение расточек в водиле под подшипники сателлитов, кинематические ошибки в зацеплении и другие приводят к появлению монтажных усилий нагружающих элементы муфты.

Описываемая муфта отличается тем, что в ней ведущая полумуфта выполнена в виде шкива, а ведомая — в виде ролика, взаимодействующего со шкивом с помощью гибкой связи, имеющей натяжное устройство, при этом дебаланс жестко закреплен на ролике.

Это обеспечивает компенсацию несоосности соединяемых валов и увеличивает упругие свойства муфты. Кроме того, гибкая связь может быть выполнена бсконечной, охватывающей шкив и ролик; она может быть выполиена также конечной, охватывающей шкив, один конец которой неподвижно закреплен на ободе ролика, а другой — шарнирно на водиле в месте закрепления ролика.

На фиг. 1 схематически представлена описываемая муфта с гибкой связью, выполненной бесконечной; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — описываемая муфта с

1ð гибкой связью, выполненной конечной; на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг. 3.

Муфта имеет ведомую полумуфту, выполненную в виде ролика 1, которая жестко закреплена на валике 2; последний шарнирно связан с водилом 3, жестко закрепленном на валу 4 двигателя 5. Ведущая полумуфта выполнена в виде шкива 6, жестко закрепленного на валу 7. На роликах неподвижно закреплены дебалансы 8; ролики неуравновешены относительно своих осей вращения и связаны со шкивами гибкими связями 9, имеющими натяжное устройство 10, которое может быть выполнено или в виде центробежного груза с роликом, или в виде пружины, встроенной в

25 гибкую связь. Последняя может быть выполнена бесконечной, охватывающей шкив и ролик, а может быть — конечной. В последнем случае один конец гибкой связи крепится к ободу ролика, а другой — через пружину

Зр шарнирно к валику водила.

484330

В момент начала пуска двигателя центробежная сила, обусловленная вращением водила и действующая на неуравновешенный ролик, пренебрежимо мала. В результате этого сцепление между шкивом 6 и гибкой связью

9 оказывается малым, и ведущий вал разгоняется. По мере увеличения скорости водила центробежная сила, действующая на ролик, увеличивается, неуравновешенный ролик стремится под действием этой силы принять положение, характеризуемое наибольшим удалением центра тяжести ролика от оси вращения водила. Этому препятствует сила трения между гибкой связью и охватываемым ей шкивом.

Под воздействием силы трения между этим шкивом и гибкой связью происходит разгон ведомого вала. После того, как средняя скорость ведомого вала станет равной скорости ведущего вала, скольжение гибкой связи по шкиву прекращается. Но при этом муфта продолжает работать, как упругая, со значительной податливостью. В этом режиме работы увеличение нагрузки на ведомом валу сопровождается поворотом ролика в сторону приближения центра тяжести ролика к оси вращения водила, а уменьшение нагрузки — к удалению центра тяжести ролика от оси вращения водила. Этим и объясняется «упругий» характер муфты.

Предмет изобретения

1. Упруго-предохранительная центробежная муфта, содержащая ведомую полумуфту и взаимодействующую с ней ведущую полумуфту с дебалансом, связанную водилом с веду)О щим валом, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения компенсации несоосности соединяемых валов и увеличения ее упругих свойств, ведущая полумуфта выполнена в виде шкива, а ведомая — в виде ролика, вза15 имодействующего со шкивом с помощью гибкой связи, имеющей натяжное устройство, при этом дебаланс жестко закреплен на ролике.

2. Му фта по п. 1, отличающаяся тем, что гибкая связь выполнена бесконечной, ох20 ватывающей шкив и ролик.

3. Муфта по п. 1, отл и ч а ю щ а я с я тем, что гибкая связь выполнена конечной, охватывающей шкив, один конец которой неподвижно закреплен на ободе ролика, а другой—

26 шарнирно на водиле в месте закрепления ролика.

484330

1 8

It f i

i

4f

Ж) Фиг.1

li

A-4

Ntiz ь

О7;г..

Составитель И. Антипова

Техред Л. Казачкова

Корректор Л. Орлова

Редактор Л. Тюрина

Заказ 3158/1 Изд. № 1785 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, %-35, Раушская наб., д. 4, Б

Типография, нр. Сапунова, 2 б

I

I )к

Г и i 3 с

i )

11, 1