Способ сварки плавлением алюминия со сталью
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛ ИКАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН Ия
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) ф®4ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) 3aaaae"o 19,06.72(21) 1798221/25-27 (Я)) 1. y> B 2Д 9У0 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам иэооретений и открытий
Опубликовано 25.09.7@юллетень № д, (53) уды 62» 791 7 (088. 8 }
Дата опубликования описания 06. 01. 76 (72) Авторы изобретения
Г. А. Бельчук и Б. А. Кох (т1) 3аявитель Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (54) СПОСОБ СВАРКИ ПЛАВЛЕНИЕМ АЛЮМИНИЯ
СО СТАЛЬЮ
Изобретение относится к способам из- готовления трубных сталеалюминиевых соединений (переходников ) и может найти широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, связанных с применением трубопроводов из стали и алюминиевых сплавов (криогенная техни- ка, энергетика).
Известен способ сварки алюминия со сталью, например, при изготовлении теле- тп скопических сталеалюминиевых трубных переходников.
При этом способе трубы из стали перед сваркой с трубами из алюминиевых сплавов подвергают обработке: механической очистке, цинкованию или алитированию.
Трубы и проволоку из алюминиевых сплавов обезжиривают, травят, пассивируют, т.е. подготавливают алюминий и его сплавы к сварке. 3атем трубы соединяют телес- о копически, причем труба из алюминиевого сплава обхватывает стальную трубу. Сварка при этом способе ведется за один проход и только с наружной стороны.
Недостатком данного способа является то, что какая-либо механическая обработ1 ка такого соединения невозможна, так как нарушается его прочность и плотность.
Целью изобретения является обеспече-. ние возможности двухсторонней л1ехапиче -кой обработки, позволяющей получить трус-ное сталеалюминиевое соединение (переходник) с гладкой внутренней и внешней поверхностью, увеличение прочности, улучшение работоспособности и вакуумной плотности сварного соединения.
Для этого предлагают способ сварки, согласно которол у производят несимметричную разделку кролюк с углом скоса стальной. детали в 1,5-2 раза больше алюл нниевой, затем производят подогрев- алюминиевой детали и многопроходную сварку сна ала изнутри, а затем снаружи соединения, при этом толшина алюминиевой детали должна быть в два раза больше стальной
На фиг. 1 показано сваренное трубное сталеалюминиевое соединение (патрубок ) с разделкой кромок, а на фиг. 2 — то же
) после обработки (проточки).
С альную деталь (трубу) 1 сначала
484944
Составитель ! тчен в! еlt 0Ð Я.Дибобес Техред Я.,!1ой КоРРектоР Q.Ьрыксина
Заказ . Г /Р
Изд. № i Я/
Тираж 1 0(з J! тодиисное!!ИИ11ПИ осударствениого комитета Совета Мииистров СССР во делам изобретеии » и открытий
Москва, 113035, Раушская иаб., 4
Предприятие «Патент>, Москва, .59, Бережковская иаб., 24 дергают механической очистке и алитированию на длине 100-150 мм, а трубу из алюминиевого сплава 2 обезжиривают, травят и пассивируют. Толщина стенки дечали 2 (труба) из алюминиевого сплава берется в 2 раза большей, чем толщина стенки стальной детали (трубы) 1. Таким образом труба 2 должна иметь наружный диаметр на 4-10 мм больше дйаметра трубы 1, а внутренний диаметр меньше на 4-10 мм. 10
Производят V — - или Х-образную разделку кромок под углом скоса 70о для о стальной детали и 40 для детали 2. Затем трубы 1 и 2 собирают с затвором 1,5-2 мм на прихватках, расположенных снаружи. 15
Непосредственно перед сваркой трубы из алюминиевого сплава подогревают до
100- 120о и после этого производят многопроходную аргоно-дуговую сварку вольфрамовым электродом. Шов 3 сначала 20 выполняют изнутри в последовательности а, с, в, а затем снаружи в последователь4 ности d, ю, cf, y, т!. . <1«»e сварки внутреннюю и внешнюю поверхности переходника протачивают на токарном станке.!
1редмет изобретания
Способ сварки плавлением алюминия со сталью при изготовлении сталеалюминиевых трубных переходников, о т л и— чающийся тем, что, с целью пзвышения качества сварки и обеспечения механической обработки снаружи и изнутри, производят несимметричную двухстороннн ю разделку кромок с углом скоса стальной дечали в 1,5-2 раза больше алюминиевой, затем производят подогрев алюминиевой детали и многопроходную сварку сначала изнутри, а затеиi снаружи соединения, при этом толщину алюминиевой детали берут в 2 раза больше.