Устройство для измерения удельного электрического сопротивления грунта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(«) 4862 8 6

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.06.73 (21) 1928199/26-21 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет

Опубликовано 30.09.75. Бюллетень че 36

Дата опубликования описания 08.01.76 (51) М. Кл. G 01г 27/00

Государствевиый комитет

Совета Министров СССР ло делам изабретений и открытий (53) УДК 621.317.73 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Н. Щепеткин, Н. T. Быстрицкий, Ю. П. Конюхов и А. Ф. Серебрянников (71) Заявитель

Трест «Стройэлектромонтаж» (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УДЕЛЬНОГО

ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ГРУНТА

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано при измерении электрических параметров грунтов на трассах проектируемых и строящихся линий электропередачи.

Известно устройство для измерения удель. ного электрического сопротивления грунта на трассах линий электропередачи, содержащее погружаемые в грунт четыре электрода, регистрирующее устройство.

Недостатком известного устройства является то, что удельные сопротивления грунта для промежуточных участков трассы определяются ло методам аналогии или интерполяции, что приводит к большим погрешностям.

Занижение значения удельного сопротивления грунта при водит к нарушению условий безопасной эксплуатации линии, тогда как завышение влечет за собой неоправданно высокий расход металла.

Целью изобретения является повышение точности измерения.

С этой целью регистрирующее устройство расположено на четырехколесном транспортном средстве, на вращающемся элементе каждого колеса которого установлен электрод в виде диска, снабженного радиально расположенными измерительными шипами, замкнутыми на кольцевую контактную дорожку, с которой взаимодействует щетка, установленная на неподвижном относительно колеса элементе, связанная схемой с регистрирующим устройством, причем диаметр диска с измерительными шипами несколько превышает диаметр колеса транспортного средства, а измерительные шипы выполнены подпружиненными.

На фиг. 1 изображено колесо транспортного средства с радиально расположенными измерительными шипами, вид спереди; на фиг.

2 — общий вид транспортного средства для измерения удельного электрического сопротивления грунта; на фиг. 3 — колесо транспортного средства, вид сбоку.

15 Устройство для измерения удельного электрического сопротивления грунта выполняется на базе четырехколесного транспортного средства, например, автомобиля, колесного трактора и т. п. Рабочие элементы для изме20 рения монтируются на вращающемся элементе колеса 1, диске или ступице, и представляют собой электрод 2 в виде диска с радиально расположенными измерительными шипами 3. Электрод 2 крепится на втулке 4, по25 саженной на вращающуюся ступицу 5 колеса

1. Измерительные шипы 3 замкнуты на кольцевую контактную дорожку 6, по которой скользит щетка 7, связанная схемой с регистрирующим устройством 8. Диаметр элект30 рода 2 вместе с измерительными шипами 3

486286

Предмет изобретения

Фиг. 2

Составитель А. Бешуле

Техред М. Семенов

Редактор В. Булдаков

Корректоры: В. Петрова и О. Данишева

Заказ 3168, 15 Изд. Мз 1838 Тираж 902 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 равен или несколько превышает диаметр колеса 1. Измерительные шипы установлены подпружиненно и вместе с контактной дорожкой 6 изолированы от ступицы 5. Кольцевая дорожка закрыта крышкой 9 с окном для 5 щетки 7.

Измерение удельного электрического сопротивления грунта производится следующим образом. 10

Транспортное средство перемещается вдоль трассы. Измерительные электроды установлены,при этом на ступице, как описано выше.

По мере перемещения транспортного средства шипы касаются поверхности грунта, про- 15 никая в него на определенную глубину.

Вследствие частого распределения шипов по периметру электрода в любой момент движения один из шипов оказывается заглубленным. Поскольку все ши пы связаны с питаю- 20 щей аппаратурой, то оказывается возможным производить измерение удельного элект рического сопротивления грунта неп1рерывно в любой точке трассы, не останавливая транспортное средство. 25

1. Устройство для измерения удельного электрического сопротивления грунта, содержащее погружаемые в прунт четыре электрода, регистрирующее устройство, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения точности измерения, регистрирующее устройство расположено на четырехколесном транспортном средстве, на вращающемся элементе каждого колеса которого установлен электрод в виде диска, снабженного радиально расположенными измерительными шипами, замкчутыми на кольцевую контактную дорожку, с котор ой взаимодействует щетка, установленная на неподвижном относительно колеса элементе, связанная схемой с регистрирующим устройством.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что диаметр диска с измерительными шипами несколько превышает диаметр колеса транспортного средства.

3. Устройство по пп. 1, 2, отличающее с я тем, что измерительные шипы выполнены подпружиненными.