Устройство для авторегулирования и телемеханики
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТНО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСАНИЕ устройства для авторегулирования и телемеханИки.
К авторскому свиаетельству Д. В. Свечарника, заявленному 25 июля 1935 года (спр. о перв. № 173564).
0 выдаче авторского свылетельства он бавковаво 31 августа 1936 года.
RE/00 21 с, 46 (Предлагается устройство для авторегулирования и телемеханики, в котор.зм управляющий контакт перемещается то по одному, то по другому потенциометру. Для этого применен дана, е1ь с внешним возбужлением, направление тока в обмотках коег о меняется, чем и достигается синхронизм передатчика и приемника.
На чертеже фиг. 1 изображает принципиальную схему предлагаемого устройства; фиг. 2 †несколь видоизмененную форму выполнения того же ус гройса ва.
На схеме (фиг. 1) скользящий контакт 1, сидящий на оси прибора, угол отклонения которого передается („дающего прибора" ), снимает в каждом данном положении определенное напря>кение с потенциометра2. Если конгакт 3, сидящий на оси приемного аппарата („приемника"), снимает в этот момент ббльшее или меньшее напряжение с потенциометра 4, то через обмотку ротора электродвигателя 5 протекает ток определенного направления, вызывающий поворот ротора и связанного с ним контакта 3 до тех пор, пока последний не займет совершенно определенного положения на потенциометре 4, зависящего от положения контакта 1 на потенциометре 2. По мере прибли. жения контакта 3 к положению, соответствующему положе.гию контакта 1, ток в роторе будет уменьшаться, т. е. в этой схеме имеется прямая зависимость между величиной тока в двигателе (моментом на оси двигателя) и углом поворота стрелок передатчика и приемника, что, как известно, дагт определенную гарантию от перерегулировки и качания.
Пусть направление тока (от передатчика к приемнику) вызывает (при данном напраклении тока ы обмотке возбуждения двигате1я) вращение ротора и контакта 3 против часовой стре ки, а обратное направление тока (от приемника к передатчику) — по часовой сгрелке. Э го будет вызывать следование стрелки приемника за стрелкой передатчика при движениях его в любую сторону (пока рассматривается только работа на потенциометрах — секция 2 передатчика и 4 приемника). Установим стрелку контакта 3 на 80 вольтах. Пусть теперь контакт 1, двигаясь против часовой стрелки,- перейдет на потенциометр 6 и станет на положении, определяемом величиной в 10 вольт. Ротор двигателя 0 получит ток, идущий от приемника к передатчику,. вследствие,. чего двигатель должен был бы поворачивать контакт 3 по часовой стрелке, т. е. в ложную сторону, но при переходе контакта 1 на потенциометр 6 на зажимах двигателя 5 появляется значительная разность потенциалов, и грубое реле 7, включенное на эти зажимы, ые срабатывающее при сравнительно небольших напряжениях, появляющихся на зажимах двигателя 5 при работе на одном потенциометре, сработает и изменит направление тока в возбуждении двигателя 5. Последний повернется в нужном направлении (в данном случае против часовой стрелки) и начнет поворачивать контакт 3, причем, когда контакт 3 перейдет на потенциометр 8, реле 7 восстановит прежнее „правильное" возбуждение, между тем как в роторе также протекает „правильный ток, и двигатель будет поворачиваться дальше до соотвегствующего положения стрелок. Легко проследить, что то же происходит и при-движении контакта передатчика по часовой стрелке.
Таким образом, как на работе на одном по генциометре, так и при переходах на другой сохраняется следование стрелки приемника за стрелкой передатчика (или соотвегственно регулируемые механизмы занимают положение, соответствующее самому положению управляющих механизмов). Эта схема поэтому имеет любой д .апазон (любое число секций-потенциометров на диапазон) и может служить как синхронно-следящее устрой;тво с большим диапазоном и высокой чувствительностью. Однако, в случае больших скоростей на передатчике можег случиться, что контакт 1 опередит контакт 3 больше, чем на половину секции и реле, 7 может дать ложное срабатывание. . Для предупреждения этого применена так называемая верньернаясистема, изображенная на фиг. 2, в которой представл .-на телерегулирующая синхронно-следящая система. Если скользящий контакт в передатчике А опередит скользящий контакт на приемнике В на угол порядка 180"(половина секции на схеме), то рассогласование скользящих контактов у верньера передатчика 3 и верньера приемника 4 вызывает. срабатывание реле верньерной системы, которая и управляет м Манизмом, пока угол рассогласования в основной системе не станет менее опасной величины.:Верньерная система рассчитывается таким образом, чтобы весь диапазон укладывался в один оборот контакта верньерной системы,,так что если система будет включена при любом угле рассогласования,.сначала верньерная система приведет системы в приблизительное соответствие, после чего основная система приводит системы в полное соответствие.
Как видно на схемах, при питании передатчика и приемника от источников постоянным током равного напряжения с одним заземленным полюсом для каждой системы связь между передатчиком и приемником осуществляется одним проводом (при двойной системе — два провода).
При общем питании любым током используются два общих провода питания на любое число систем и по одному проводу связи на каждую систему.
Применение предлагаемого устройства возможно всюду, где требуется синхронное следование одной системы за другой с большой точностью, в частности всюду, где применяется известная схема,Сельсин".
Описываемая схема является телеметрической. В авторегулирующем устройстве вместо двигателя 5 может быть включено реле. На фиг. 2 вместо двигателя 5 включено ваттметровое реле с посторонним возбуждением, которое в зависимости от направления тока включает в том или другом направлении двигатели, причем приемник служит обратной связью, контролируя выполнение регулируемыми механизмами заданного им перемещения.
Предмет изобретения.
1. Устройство для авторегулирования и телемеханики, отличающееся тем, что с той целью, чтобы в синхронно-следящем потенциометрическом или мостовом устройстве контакт, связанный с осью передатчика, мог любое число раз обходить один или несколько потенциометров в любом направлении, причем при переходе на другой потениг!
Тая..Прфмиолмграф . Тамбоааая, 12. Зак. 4147-300 циометр режим работы устройства не менялся, в индикаторной схеме применен электродвигатель с независимым возбуждением, одна из обмоток которого включена в линию, соединяющую контакты передатчика и приемника, а вторая обмотка при работе схемы постоянно находится под напряжением, причем направление тока в ней меняется при переходе контакта передатчика на новый потенциометр для достижения синхронного следования контакта и стрелки приемника за контактом и стрелкой передатчика.
2. В устройстве по п. 1 применение реле или иного подобного прибора, реверсивно включающего двигатели регулируемых механизмов, причем контакт приемника связан с регулирующими ме, ханизмами.