Регулируемый электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н -И Е- () 488295
Своз Советских
Социалисгических
Республнк
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДНИДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.12.70 (21) 1600936/24-7 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 15.10.75. Бюллетень ¹ 38
Дата опубликования описания 05.08.76 (51) i> Кл. H 02р 5/06
Гвоударственнь!й комитет
Совета Министров СССР
Ао делам иЮооре ений н Открытий (53) УДК 621.313.2 (088.8) (72) Автор изобретения
Ш. М. Марголин (71) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Изобретение относится к регулируемым вентильным электроприводам постоянного тока, работающим с циклической нагрузкой на валу двигателя, и может быть использовано, например, для привода механизма качания кристаллизатора и тянущей клети установок непрерывной разливки стали.
Известен регулируемый электропривод, содержащий вентильный преобразователь, питающий якорь двигателя постоянного тока, систему управления с последовательно включенными пропорционально-интегральными регуляторами скорости и тока, датчик частоты пульсаций нагрузки и усилитель с релейной характеристикой, соединенный с реле, контакт которого включен параллельно конденсатору в цепи обратной связи регулятора скорости, Недостатком такого электропривода является то, что при пульсирующей нагрузке на валу двигателя в квазистационарном режиме работы в ряде случаев не обеспечивается защита двигателя от недопустимо больших (с точки зрения нормальной коммутации двигателя) производных тока якоря по времени di, /Ж.
При пульсирующей нагрузке величина di /Ж определяется произведением мгновенных значений тока и угловой частоты колебаний»агрузки на валу двигателя и уже при частотах
2 — 3 периода в секунду амплитуда di /й может достигнуть 20 — 30 /„в секунду (даже при
2 эффективном моменте, не превышающем номинальный), что является предельно допустимым для ряда прокатных двигателей по условиям коммутации на коллекторе.
Для улучшения коммутации двигателя в предлагаемый электропривод введены последовательно соединенные умножитель и блок логики, при этом входы умножителя соединены с датчиками частоты пульсаций и тока, lo один выход блока логики соединен с усилителем, а другой — со входом регулятора скорости.
На чертеже дана схема описываемого электропривода.
15 Электропривод содержит вентильный преобразователь 1, питающий якорь двигателя 2 постоянного тока, систему управления с последовательно включенными пропорциональноинтегральными регуляторамп 3 и 4 скорости и
2п тока, соответственно, датчик 5 частоты пульсаций нагрузки, выполненный в виде тахогенсратора, усилитель 6 с релейной характеристикой, соединенный с обмоткой реле 7, контакт 8 которого включен napanлельно конденсатору 9
25 в цепи обратной связи регулятора 3 скорости. Выход регулятора 4 тока через систему 10 импульсно-фазового управления соединен с вентильным преобразователем 1. Сигнал обратной связи по току с шунта 11 через дат30 чик 12 тока соединен с одним пз входов ум488295
10
3 ножителя 13, к другому входу которого подключен датчик 5 частоты пульсаций нагрузки.
Выход умножителя 13 соединен с блоком 14 логики, на вход которого подается сигнал от задатчика 15. Один выход блока 14 логики соединен с усилителем 6, а другой — со входом регулятора 3 скорости.
Электропривод работает следующим образом.
Двигатель 2 работает с пульсирующей нагрузкой на валу. Сигналы с датчика 12 тока и тахогенератора 5 поступают на вход умножителя 13. Произведение этих сигналов, умноженное на постоянный коэффициент, равно производной тока якоря двигателя по времени.
Далее сигнал подается на блок 14 логики, осуществляющий сравнение величины производной тока с уставкой, определяемой задатчиком 15, а также счет до двух и разделение выходных импульсов по двум каналам. Если величина производной тока превышает заданное значение, то выходной сигнал с блока 14 логики подается на усилитель 6, реле 7 срабатывает и своим контактом 8 шунтирует конденсатор 9 в цепи обратной связи регулятора 3 скорости. При этом регулятор скорости становится пропорциональным, амплитуда тока якоря двигателя 2 и, соответственно, производная тока по времени уменьшаются.
Если при дальнейшем росте частоты колебаний нагрузки или тока якоря либо при одновременном возрастании обеих величин их произведение, пропорциональное производной тока di „ /dt, вновь превышает допустимое значение, появляется напряжение на втором
4 выходе блока 14 логики, на вход регулятора 3 скорости подается сигнал отрицательной полярности, скорость двигателя и, соответственпо, производная тока якоря по времени уменьшаются.
Таким образом, величина й„/dt не превышает допустимого предела и на коллекторе сохраняются нормальные условия коммутации, причем достигается это при надежном контроле величины производной тока якоря без операции дифференцирования, приводящей к большим погрешностям из-за резкого увеличения амплитуды наводок с частотой сети.
Формула изобретения
Регулируемый электропривод механизма с циклической, преимущественно пульсирующей, нагрузкой, содержащий вентильный преобразователь, питающий якорь двигателя постоянного тока, систему управления с последовательно включенными пропорционально-интегральными регуляторами скорости и тока, датчик частоты пульсаций нагрузки и усилитель с релейной характеристикой, соединенный с реле, контакт которого включен параллельно конденсатору в цепи обратной связи регулятора, скорости, отличающийся тем, что, с целью улучшения коммутации двигателя, в электропривод введены последовательно соединенные умножитель и блок логики, при этом входы умножителя соединены с датчиками частоты пульсаций и тока, один выход блока логики соединен с усилителем, а другой — со входом регулятора скорости.
488295
Составитель В. Кузнецова
Техред М. Семенов
Редактор А. Пейсоченко
Корректор Л. Котова
МОТ, Загорский филиал
Заказ Ии 1863 Изд М 1920 Тираж 782 Подписное
ИНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. д. 4,Я