Прибор для определения продолжительности и дальности полета на воздушных судах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
М 4883
Класс 42 р, 11
ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСАНИЕ прибора для определения продолжительности и дальности полета на воздушных судах.
К патенту А. Н. Вегенера, заявленному 9 января 1925 года (заяв. свид. М 6895).
0 выдаче патента опубликовано 31 марта 1928 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 31 марта 1928 года.
Предлагается прибор для механического определения дальности и продолжительности полета на воздушном судне, с учетом поправок на ветер, дающий возможность, получить время, которое необходимо затратить на перелет по определенному маршруту на данном воздуш- ном судне при определенном ветре, а также определять дальность полета по заданному маршруту.
Теоретическое обоснование устройства прибора вытекает из выведенной автором формулы, охватывающей механику двух планетарных систем, одна как производная от траектории полета с центром, лежащим на оси вращения летного треугольника; и другая — как инте- гральная функция движения точки по маршруту с центром вращения на вертикали, проходящей через точку опоры мерного механизма.
На чертеже фиг. 1 — 3 изображают схему прибора и его деталей в трех проекциях. !
В центре прибора помещается компас 1 (фиг. 1 — 3), диаметр которого должен быть не более практических скоростей ветра в принятом масштабе — 50 кл в час.
К нижней стороне днища компаса укреплена ось 2 — 8, вокруг которой вращается система летного треугольника из трех штанг: ветровая штанга 3 с нарезкой, по которой ходит установочная муфта 4, позволяющая установить ее на делении, соответсвующем скорости ветра (на чертеже взят исключительный на практике случай, когда ветер достигает 95 км в час): при помощи специального стопора она может быть закреплена на любом румбе компаса; штанга 5 технической скорости закреплена к ползуну б на свободной оси, а другой конец ее проходит сквозь установочную муфту 4, позволяя закреплять в ней штангу на делении, отвечающем технической скорости воздушного судна. Ползун б устроен на шариках, что позволяет ему почти . без трения скользить по штанге 7 земной скорости полета. Один конец этой штанги 7 закреплен на оси
2 †.8 летного треугольника, а другой свободно проходит сквозь фрикционное колесо 9, составляющее часть, второй планетарной системы при:бора.
Вторая планетарная система состит из мерного колесика 10 (фиг. 2 и 3) с зубчаткой, передающей вращение через шестерни 11 и 12 на двойную шестерню 13, действующую на зубчатку14, скрепленную с фрикционным колесом 9, нажимающим на счетный диск 15, отсчет по которому (пропорциональный числу его оборотов) сразу дает время, нужное для облета того маршрута, по которому проходило мерное колесико, если во время движения интегратора стрелка его компаса все время удерживалась на черте
NS компаса.
Пользование прибором следующее: нужно установить установочную муфту на делениях, отвечающих скорости ветра и технической скорости полета, скрепить ветровую штангу с компасом на румбе ветра, наложить интегратор на карту определенного масштаба (для данного
1 прибора ооо оо, т.-е. около 40 верст в одном дюйме), и нажимая слегка на счетный диск над точкой опоры мерного колесика, двигать интегра-, тор по карте так, чтобы мерное колесико катилось по заданному маршруту, а стрелка компаса все время совпадала с делением NS на компасе. При этом компас, вращаясь свободно в счетном диске, будет удерживать ветровую штангу в направлении ветра и автоматически решать летный треугольник, устанавливая ползун 6 по штанге земной скорости, в соответствии с ее изменениями на разных курсах.
Ползун 6, связанный с фрикционным колесом 9, будет его передвигать по радиусу счетного диска 15, меняя этим скорость вращения счетного диска и давая отсчет, отве-,, чающий времени нужного для пролета пройденного по маршруту пути, по уравнению:
5= VT=2 vn, где S — длина маршрута, V — земная скорость полета, Т вЂ” время полета, r — удаление точки касания фрикционного колеса со счетнымдиском (переменное), и — число оборотов счетного диска.
Откуда а так как V= — r, по конструкции прибора, то:
Т = оп = 6,28п, или
Т = . 9 = 0 01746"
6,28
360, где угол поворота счетного диска в градусах.
Отсчет же дальности полета по заданному маршруту получается при помощи механизма, по принципу действия аналогичного с курвиметром. Для этого к фрикционному колесу 9 укреплено кольцо 16 с внутренней зубчаткой, которая вращает шестерню 17, пропорционально длине пути, пройденному мерным колесиком 10, почему указатель, скрепленный с шестерней 17, дает прямой отсчет дальности полета.
Предмет па.тента.
1. Прибор для определения продолжительности и дальности полета на воздушных судах, характеризующийся тем, что он состоит из счетного диска 15, в центре которого врезан компас 1, снабженный снизу осью 2 — 8, вокруг которой может вращаться система летного треугольника, состоящая из трех штанг: а) ветровой штанги 3 с резьбой, по которой ходит муфта 4, могущая быть установленной на делении, соответствующем скорости ветра, б) штанги 5 технической скорости, закрепленной одним концом в ползуне 5 на свободной оси и другим концом проходящей через муфту 4 и могущей быть закрепляе- мой в ней на делении, отвечающем технической скорости воздушного судна, и в) штанги 7 земной ско- i рости полета, несущей передвижной по ней на шариках ползун 6 и одним концом закрепленной на оси 2 — 8 летного треугольника, а другим концом проходящей через фрикционное колесо 9, нажимающее: на счетный диск 15 и скрепленное с зубчаткой 14, находящейся в сцеплении при помощи системы конических зубчатых колес 13, 12 и 11 с мерным колесиком 10.
2. При охарактеризованном в п.1 приборе, с целью получения отсчетов дальности полета по заданному маршруту, применение укрепленного к фрикционному колесу 9 кольца 16 с внутренней зубчаткой, предназначенной для вращения шестерни 17 пропорционально длине пути, пройденного мерным колесиком 10, при чем для отсчета дальности полета шестерня 17 снабжена указателем.
Типо-литография <<красный Печатник», Ленинград, Международный, 75.