Тренажер диспетчера порта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С АИ--И ЕИЗОБРЕТЕН ИЯ

СОюз Советских

Социалистииескин

Республик ) 48914О

К АВТОРСКОМУ т.ВИДИТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14,12. 73(21) 1 985290/1 8-24 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (51) М. Хл

5 Îjb 9iOO

Гооударстоаннв и ноинтнт

Сооото Инннотров СССР оо лалом нзабратоини н отнРытнй!

Опубликовано 25.10.75фюллетень №39

Дата опуЙликоваиия описания (53) УДК615,471 .612.

833:621.3 8

< 088.8) А. A. Кайль, И, Д. Колодный, В. Д. Мухин, О. В. Низамутдинов, А. F.. Соловьев и М. С. Тер-Мхитаров (72) Авторы изобретения

Пермский политехнический институ-. (71) Заявитель

ТРЕНАЖЕР ДИСПЕТЧЕРА ПОРТА (54),Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для обучения профессиональным навыкам диспетчеров портов, Известны тренажеры для профессионального отбора, содержащие блоки ввода ответов учащихся, памяти решений, оценки, моделирования, отсбражения информации и генераторы случайных сигналов.

Однако известным устройствам свойственна длительность процесса обучения и большая трудоемкость его, вызванная отсутствием преднамеренного воссоздания производственных ситуаций, необходимых при обучении.

Цель изобретения — создание тренаж ра, имитируемые процессы в котором приближены к реальным. С помощью этого тренажера можно вести обучение в учебном классе в рваных масштабах времени, что повышает эффективность обучения, Достигается это тем, что в тренажере вход блока моделирования ожиданий подключен к генератору случайных событий, один вход блока моделирования обслуживания подключен r выходу генератора случайных величин, а второй — и выходублока моделирования ожиданий, блок памяти решений соединен тараллельно о блоками

1 моделирования обслуживания и ожидания, выходы которых подключены к соответствующим входам блока вычисления оценки.

На чертеже приведена блок-схема тренажера диспетчера порта. тО Тренажер содержит генератор 1 случайных событий, блок 2 моделирования ожидания, блок 3 моделировании обслужи; вания, генератор 4 случайных величин, : блок 5 ввода ответов. учащихся, блок 6 па мяти решений, блок 7 вычисления оценки,, блок 8 отображения информации.

Тренажер работает следующим образом.

Генератор 1 случайных событий формирует по заданным законам, например по Пуассо20! новскому закону, потоки случайных событий (прибытие судов в порт), ксторые бло ком 2 моделирования распознаются как звj явки на обслуживанче и из которых с заI данными интенсивностями формируютсяоч

25. реди на обслуживание.

Генератор 4 сп.",»чайных Borrrr» !rB пзрел.дельно с генератором Х спучейыи событий фор»ктрует cgy»»»Q9rr5re времена обспуживация ц передает цх в бпок 3 модепкроваВкя обспуткквенитт, которьы В соответс r вии с эеденньпкк интенсивностями обспуживаьгня, модепп утот работу нескольких каналов обслуживания. Каждый з каналов моткето

or:„ жквч;ь лишь зечвкк кэ какой-то одной, зеденттой оьеретopом очереди.

Приход эеяв -.к у»вели. кинет денную очередь ие едкнкиy, r обслуживание приводит к уменьшению этой же очереди не единицу.

Заявки, поступ<кошке в различные очереди, считьцотся ре-пкч.*ымк; в пределах одной очереди заявки неразличимы.

После обслуживания очередной заявки каждый кэ канадов обслуживания блока 3 моделирования обспужквенк получает от генератора 4 случайных величин величину времени в соответствии с зеданнсй интенсквностью дпя денцого канапе. по sorub o блоке 5 вводе ответов опе=ретор имеет возможность изменять количество мест в очереди, закреплять эе кена25 лами определенные очереди и изменять интенсивность работы каждого какала.

Вся информация с блоке 5 ввода ответов 1ереэ блок 6 памяти решений в моменты времени., определяемые оператором, не"0 пример, с помощью нажатия кнопки, поступает в блок 2 моделирования ожидания к блок 3 моделирования обслуживания, Таким образом, по желанию оператора, меняется длина каждой кз очередей, кзм »няется эекреппенле каналов эе очередями к интенсивность работы каналов.

Блок 7 вычисления оценки опредепяет интегральную о енку работы операторе и использует информацию двух типов — эевкскмуто ir ноэевксн .; » ю от р к, енк, »тнформа-. тц»я„эевкскмея от времени (количество мест каждой очереди, количество заявок в каждой очереди в данный момент, количест-» во работаюшкх кацапов и кх интенсивность за каждую дкнкцу времени), учитывается блоком 7 вычисления оценки, Информация, rre зев»»си ея o: вр":«er!r (увеличение коли чег -ва кест в очереди, добавление каналов обслуживания к увепкчект,"е кнтечсквностк обслуживания), поступает в моменты фкксецкк решения, Кроме того, сам факт принятия упревпя ошего решения также учитывается блоком 7 вычисления оценки с =ем, чтобы оценивать частоту принятия . решенкФ. Учить»веются блоком 7 вычисления оценки также к необспуженные заявки, т» е. те заявки, которые в моментпркxnga засте.от все места в очереди зенятымк к получают отказ, Инйюрмеция о состоянии очередей исостояние качалов отображается блоком 8 отображения информации.

Таким обреом, с помошьто устройства

8 отображения информации оператору непрерывно выдается оперативная информация о состоянии объекте. Кроме того, с помошью блока 8 отображается»ла индикаторах и отпечатывается на печатаюших уст о..ствах текушея и итоговая оценки, С точки зрения обучаемого дисп тчера работе тренажера выглядит спедуюшим образом, В резное время прибывают в порт различные суда (заявки), и если заняты в данный момент требуемые средства погрузки-разгрузки (канапы), то суда встают в очередь, соответствуюшую, например, своему типу, к ож»»дают обслуживания. Каждую кч очередей может обслуживать разпичное количество средств погрузки-разгрузки к диспетчер может маневрировать этими средствемк, Кроме того, каждоеиз средств погрузки-разгрузки может ра6отеть с повышенной кнтенсивностью (например, аккордно).

Оценкой деятельности обучаемого служит интегральная оценке, которая учитывает среднее количество судов каждоготиг!a, ожилеюшкх погрузки-разгрузки, количество задействованных средств погруз. ки-разгрузки, интенсивность работы каждого из средств (аккордная работа считается нежелательным режимом и ухудшает оценку деятельности диспетчера).

Поскольку гри реальном управпениитакими объектами чежепатепьны . является частое принятие решений, например постоянное переэакреппение средств погрузки--разгрузки эа различными очередями,час-" тое принятке решений также ухудшает обшую оценку.

Разумеется в каждом конкретном случае весовые коэфкциенть" дпя подсчете интегральной оценки могут меняться.

Предмет изобретения

Ъ

Тренажер диспетчера горта, содержашик блок ввода ответов учащихся, подключенный к блоку памяти решений, соединенному с блоком вычисления оценки, подключенному к бпо :у отображения информации, блоки моделирования ожиденк." и обслуживания, подключенные к.блоку отобрежеькя информации, и генераторы случайных событий и величин„ о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с цепью повышения .точности обученгя профессиональным навыкам, в нем вход блока моделирования ожиданий подкпю489140

Составитель А. Карлов

Техред. O. дуговая Корректор 3. Фанта

Редактор Е. Гончар

Заказ 1084

Тираж 496

Подписное

БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и откр.гтий

113035,Москва, Ж-Э5,. Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Гагарина, 101 чен к выходу генератора случайных событий, один вход блока моделирования обслуживания подклюен к выходу генератора случайных величин, а второй вход - к вы» ходу, блока мочелирования ожиданий, блок, памяти решений соединен параллельно r блоками моделирований .осидання.: и;оослуI живания, выходы которых подключены к соответствуюшим входам блока вычисления оценки.