Устройство для управления трехфазным асинхронным двигателем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
И «r Q
ИИЕ т Qiå Я
СПИ пц 490246
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к ",âò. свпд-ву (22) Заявлено 11.04.73 (21) 1904083, 24-7 (51) М. Кл. Н 02р 5, 28 с прпсосдппс;;нем заявки №
Государстввииый комитет
Совета Министров СССР (23) Прпорптст
Опубликовано 30.10.75. В оллетень № 40
Дата опубликования оппсгпшя 18.12.75 ао делам изобретений и OTKpblTHN (53) УДК 621.313.333.
077:621.382.233. .027 (088.8) (72) Автор изобретения
А. К. Аракелян (71) Заявитель
Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕХФАЗНЫМ
АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Изобретение относится к трехфазным асинхронным двигателям малой мощности, используемым в схеме однофазного питания в качестве регулируемого (в ограниченном диапазоне) электропривода для вентиляторов, бытовых насосов, малых подъемных приспособлений, звуковоспроизводящих устройств и т. д.
Известно устройство для управления трекфазным асинхронным двигателем, содержащее автотрансформатор, включенный между выводами двух фаз соединенной в звезду статорной обмотки двигателя, третьей фазой и одной из упомянутых фаз подключенной к двумя фазам трехфазной сети.
В этих схемах использование фазовращающих устройств в виде автотрансформаторов приводит к ограничению электромагнитного момента двигателя из-за понижения его фазного напряжения, либо из-за большой асимметрии этих напряжений. Одновременно применяемое дополнительное оборудование обладает сравнительно большой габаритной мощностью.
Цель изобретения — уменьшение асимметрии фазных напряжений двигателя прп одновременном получении близких к помина IhHoму режиму электромсхаппчсскпх характеристикк электродвигателя.
Это достигается тем, что в предлагаемо;r устройстве автотрансформатор своей вторичной обмоткой включается на два зажима фазовых обмоток статора асинхронного двигателя, к одному пз которых подводится сете5 вое напряжение, а второй свободен. Для фазовращенпя, выравнивания фазовых напряжений двигателя и подрегулирования подведенного к двпгатс«по напряжения средняя точка автотрансформатора подсоединяется к
10 пулевому выводу электродвигателя и к «ну,«о» системы электроснабжения. Реверсироваапе электродвигателя, как и в известной схеме, может быть осуществлено путем изменения чередования фаз питающей сети только
15 для одной фазы обмотки двигателя.
На фпг. 1 приведена схема предлагаемого устройства для управлеш1я трехфазным асинхронным двигателем; на фиг. 2 — векторная диаграмма системы.
20 Устройство содержит трехфазный асинхронный двигатель со статорной обмоткой 1, автотрансформатор 2, вк«поченный между выводами двух фаз соединенной в звезду статорной обмотки двигателя, третьей фазой и
25 одной пз упомянутых фаз подключенной к дьум фа 3;1:il тре.;фазпой сети (например, А и Й), при этом средний вывод автотрансформатора сосдппен с нулевой точкой звезды статорной обмотки 1 двигателя и с нейтралью .l сстп (О), а между средним выводом авто490246 трансформатора и нейтралью сети включен регулятор 3.
Для пуска в ход асинхронного двигателя по желаемой характеристике (например, с ограничением пускового момента) с помощью подвижного контакта автотрансформатора 2, либо регулятора 3, условно указанного в виде резистора, устанавливается необходимая степень несимметрии напряжений на за>кимах двигателя. В качестве регулятора 3 может быть использован также дроссель насыщения или другого типа регулятор. Таким образом, уровень напряжений на зажимах статорной обмотки асинхронного двигателя определяется векторным треугольником abc, степень деформации которого зависит от коэффициента трансформации автотрансформатора 2 или от падения напряжения на его первичной обмотке. Варьируя этими величинами, посредством регулятора 3 формируют различные пусковые характеристики. Как видно из векторной диаграммы, при занулении электродвигателя через среднюю точку автотрансформатора система его фазных напряжений приближается к симметричной, и при соответствующем подборе параметров автотрансформатора коэффициент несимметрии (при пренебрежении падения напряжения в автотрансформаторе) может быть практически сведен к нулю.
Предмет изобретения
1. Устройство для управления трехфазным
1о асинхронным двигателем, содержащее автотрансформатор, включенный между выводами двух фаз соединенной в звезду статорной обмотки двигателя, третьей фазой и одной нз упомянутых фаз подключенной к двум фа15 зам трехфазной сети, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения асимметрии фазных напряжений двигателя, средний вывод автотрансформатора соединен с нулевой точкой звезды статорной обмотки двигателя и с ней20 тралью сети.
2. Устройство по п. 1, отл и ч а ю щееся тем, что, с целью получения различных характеристик двигателя, между средним выводом аитотрансформатора и нейтраль|о сети вклю25 чеп регулятор.
490246
Ic 1ат
Составитель В. Кузнецова
Техред М. Семенов
Редактор Е. Караулова
Корректор А. Галахова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3025/18 Изд. И 1777 Т; 62 и1) аж (Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытш1
Москва, Ж-35, Раушская наб., д..1, 5