Устройство для подъема и крепления запасного колеса на транспортном средстве с опрокидывающимся кузовом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(((1 490704
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.04.73 (21) 1900619/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 05.11.75. Бюллетень № 41 (51) М. Кл. В 62d 43j04
Государственный комитет
Совета министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.012.38 (088.8) Дата опубликования описания 03.03.7б (72) Лвторы изобретения
А. С. Мелик-Саркисьянц и Е. С. Мишнев (71) Заявитель Мытищинский ордена Октябрьской Революции и ордена Отечественной войны 1 степени машиностроительный завод
l (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО
КОЛЕСА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ
С ОПРОКИДЫВАЮЩИМСЯ КУЗОВОМ
Изобретение относится к оборудованию транспортных средств повышенной грузоподьемности, оборудованных опрокидывающимися платформами.
Известны устройства для подъема и креп- 5 ления запасного колеса на транспортном средстве с опрокидывающимся кузовом, содержащее укрепленный на шасси опорный элемент и узел крепления колеса, связанный с платформой гибкой связью. 10
Цель изобретения — обеспечение удобства и безопасности устройства в эксплуатации.
Для этого в предлагаемом устройстве гибкая связь содержит муфту постоянного момента, ведущая полумуфта которой поворотно 15 установлена на шасси и снабжена диском с пазами для соединения через гибкую связь с платформой, а ведомая полумуфта снабжена рычагом для соединения через гибкую связь с узлом крепления колеса. 20
Для удержания колеса в поднятом положении ведущая полумуфта может быть связана с шасси посредством дополнительной муфты постоянного момента.
Узел крепления колеса может содержать 25 пластину, контактирующую с буртиком обода колеса и снабженную шарнирно закрепленным рычагом, поджимаемым к пластине резьбовым элементом. Это обеспечивает удобство крепления колеса. 30
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, в начале подъема колеса; на фиг. 2— то же, в конце подъема колеса; на фиг. 3— то же, в транспортном положении; на фиг. 4— разрез по Л вЂ” Л на фиг. 3.
Устройство содержит опорный элемент 1 запасного колеса, который выполнен в виде скобы и укреплен на лонжероне 2 шасси, муфту
3 постоянного момента, которая представляет собой коническую фрпкцнонную муфту, вк,почающую пакет тарельчатых пружин, поджатых гайкой к ведомой полумуфте 4, сопряженной коническим отверстием с ведущей полумуфтой 5.
Ведущая полумуфта 5 выполнена в виде вала с коническими поверхностями по сторонам и поворотно установлена в укрепленной на шасси конической втулке б, составляющей вместе с пакетом тарельчатых пружин дополнительную муфту 7 постоянного момента. Примерно в средней части на ведущей полумуфте
5 жестко укреплен диск 8, у которого по окружности выполнены пазы 9 для соединения троса 10 с опрокидывающейся платформой 11.
Ведомая полумуфта 4 снабжена рычагом 12, соединенным гибким звеном 13 с ободом запасного колеса при помощи узла 14 крепления колеса. Узел 14 крепления колеса содержит пластину 15, которая взаимодействует своими концами 1б с буртиком обода колеса
490704 и снабжена шарнирно закрепленным рычагом
17 и резьбовым элементом 18, пропущенным в отверстия пластины 15 и рычага 17. На рычаге 17 укреплена проушина 19 для постоянного соединения с гибким звеном 13 и с гибким звеном 20, предназначенным для крепления колеса в транспортном положении с укрепленной на шасси проушиной 21 при помощи запорного пальца 22.
Устройство работает следующим образом.
При необходимости замены колеса соединяют звено 13 с крюком рычага 12, вынимают из проушины 21 запорный палец 22 и разобщают звено 20, после чего нажатием рук сверху на колесо опускают его до соприкосновения грунтом. При этом под действием усилия водителя и собственного веса колеса ведомая полумуфта 4 и ведущая полумуфта 5 плавно взаимно проворачиваются и тем самым сдерживают колесо от его падения. После опускания колеса звено 13 снимают с крюка рычага 12, ослабляют гайку резьбового элемента
18 и выжимают узел 14 с обода колеса.
При установке запасного колеса в транспортное положение его подкатывают к опорному элементу 1 и верхней частью опускают на опорный элемент, затем заводят пластину
15 в обод колеса и звеном 13 соединяют ее с крюком рычага 12, а петлю троса 10 заводят в паз 9 диска 8, после чего включают в раооту опрокидывающий механизм платформы и производят одновременно с подъемом платформы подъем колеса. В этом случае через диск 8 приводится во вращение вал ведущей полумуфты 5 вместе с ведомой полумуфтой 4 до соприкосновения колеса с упором на шасси, после чего муфта 3 проскальзывает до тех пор, пока петля троса 10 не соскочит с диска
8. После этого платформу опускают в транспортное положение и производят крепление колеса при помощи звена 20, свободный конец которого закрепляют запорным пальцем
22 в проушине 21. Затем завинчивают гайку резьбового элемента 18, стягивают рычаг 17
5 с пластиной 15 и выбирают зазоры в звене 20.
После этого снимают звено 13 с крюка ры«ага 12 и колесо оказывается закрепленным в транспортном положении.
Регулировку энергоемкости муфт 3 и 7 про10 изводят затяжкой или ослаблением пакетов тарельчатых пружин гайками.
П р едмет изобретения
1. Устройство для подъема и крепления за15 пасного колеса на транспортном средстве с опрокидывающимся кузовом, содержащее укрепленный на шасси опорный элемент и узел крепления колеса, связанный с платформой гибкой связью, отличающееся тем, что, 20 с целью обеспечения удобства и безопасности в эксплуатации, гибкая связь содержит муфту постоянного момента, ведущая полумуфта которой поворотно установлена на шасси и снабжена диском с пазами для соединения
25 через гибкую связь с платформой, а ведомая полуму.фта снабжена рычагом для соединения через гибкую связь с узлом крепления колеса.
2. Устройство по и. 1, отличающееся
З0 тем, что, с целью удержания колеса в поднятом положении, ведущая полумуфта связана с шасси посредством дополнительной муфты постоянного момента.
3. Устройство по и. 1, отл ич а ющс ес я
Ç5 тем, гго, с целью обеспечения удобства крепления колеса к раме, узел крепления колеса содержит пластину, контактирующую с буртиком обода колеса и снабженную шарнирно закрепленным рычагом, поджимаемым к пла40 стине резьбовым элементом.
490704
Редактор С. Титова
Заказ 189 4 Изд. ¹ 134 Тираж 740 Подписно.
Ц1-1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Ряушская наб., д. 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2
Соста1ш Iò.-tü И. Кузнецова
Тскрсд А. Камышникова
Корректоры: В, Петрова и О. Данишева