Система зажигания для двигателей внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 490944

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.07,?3 (21) 1947792/24-7 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 05.11.75. Бюллетень № 41

Дата опубликования описания 10.02.76 (51) М. Кл. F 02р 3/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.43.04 (088.8) (72) Автор изобретения

А. М. Кувшинов (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к устройствам, применяемым в электрооборудовании двигателей внутреннего сгорания.

Известны электронные тиристорпые системы зажигания, в которых имеется стабилизированный преобразователь напряжения.

Недостатком таких преобразователей напряжения является сравнительно низкий к. п.д. преобразователя из-за потерь в схеме стабилизации и большие габариты.

Цель изобретения — устранить указанные недостатки.

Указанная цель достигается тем, что блок стабилизации преобразователя выполнен в виде дополнительной обмотки трансформатора, подсоединенной к цепочке из резистора и туннельного диода, параллельно последнему включен вход транзистора, выход которого связан с первичной обмоткой преобразователя.

Для обеспечения температурной стабильности напряжения на наполнительном конденсаторе диаметр провода дополнительной обмотки выбирают из отношения где d диаметр провода дополнительной обмотки;

d„ — диаметр провода первичной обмотки;

/, — пиковый ток туннельного диода;

/н — ток псрвичной обмотки трансформатора.

Для обеспечения настройки с целью нсклю5 чения разброса параметров отдельных элементов необходимо диаметр провода дополнительной обмотки брать несколько большим.

Схема предлагаемой системы зажигания изображена на чертеже.

1О Система зажигания состо:т из ключевого транзистора 1, трансформатора преобразователя 2, который содержит первичную (накопительную) обмотку 3 и дополнительную обмотку 4, а также обмотки 5 для схемы заряда

15 конденсатора 6 и включения тирнстора 7, схему включения 8 ключевого транзистора 1 от прерывателя 9, которая содержит диод 10, резисторы 11 и 12 и конденсатор 13, пороговую схему выключения ключевого транзнсто20 ра 1 после достижения заданной энергии в первичной обмотке 3. Блок стабилизации образован дополнитсльной обмоткой 4, подключенной к туннельному диоду 14 через резистор 15, с помощью которого можно изменять

25 запасаемую в первичной обмотке цндуктивности энергшо. Конденсатор 6 через тпристор

7 подключен к катушке зажигания 16. Поддержание ключевого транзистора 1 в открытом состоянии осуществляют транзисторы 17

30 и 18. Параллельно туннельному диоду 1з

490944 включен вход дополнительного транзистора

19, выход которого подсоединен параллельно первичной обмотке 3 преобразователя. Кондснсаторы 20 и 21 повышают помехоустойчивость преобразователя.

Система зажигания работает следующим образом.

При размыкании контактов прерывателя 9 включается ключевой транзистор 1 зя счет действия тока заряда конденсатора 13. Одновременно напряжением со вторичной обмотки индуктивности включается тиристор 7 и разряжает на катушку зажигания 16 конденсатор 6. Ключевой транзистор 1 поддерживается в открытом состоянии действисм положительной обратной связи с первичной обмотки

3 через транзисторы 17 и 18. Ток в первичной обмотке 3 нарастает по линейному закону. По такому же закону нарастает ток в обмотке 4, так как напряжение на туннельном диоде 14, если ток через него не превышает пикового значения, мало и транзистор 19 закрыт. Соотношение токов в обмотках 3 и 4 определяется активным сопротивлением обмоток и резистором 15, так как из-за равного числа Витков обмоток э.д.с., наводимая в них, одинакова и компенсируется взаимно на туннельном диоде 14. При достижении тока в обмотке 4 значения пикового тока туннельного диода 14 напряжение на нем резко возрастает, транзистор

19 открывается, заряжает конденсатор 20, при этом напряжение на эмиттере транзистора 17 становится больше, чем на его базе, транзистор 17 закрывается, цепь положительной обратной связи разрывается, а ключевой транзистор 1 закрывается. Запасенная в катушке индуктивности вторичной обмотки 1 энергия заряжает конденсатор 6. На этом один цикл работы преобразователя заканчивается.

Конденсатор 20 увеличивает коэффициент усиления транзистора 17 в момент его включения, уменьшает влияние пульсаций по цепи питания и создает задержку времени, тяк кяк после срабатывания транзистора 19 конденсатор 20 быстро заряжается и поддерживает некоторое время транзистор 17 в закрытом состоянии.

Конденсатор 21 увеличивает помехозащищенность и найден экспериментально по отсутствию влияния импульспых помех на ра. боту преобразователя. На процесс включения преобразователя от прерывателя 9 конденсатор 21 оказывает малое влияние, так как конденсатор 21 быстро заряжается через конденсатор 13 при размыкании контактов прерывателя 9.

При изменении температуры катушки индуктивности будет изменяться активное со10 противление обмоток 3 и 4. Если обмотки выполнены из меди, то при изменении температуры от — 40 С до +80 С сопротивление обмоток меняется более, чем на +25 /О относительно нормальной. Для обеспечения темпера15 турной стабильности ток через туннельный диод 14 должен определяться активным сопротивлением обмотки 4, которую выполняют из того же материала, что и силовую обмотку.

В этом случае активные сопротивления об»v20 ток будут меняться на одну и ту же относительную величину, а так как активное сопротивление обмотки обратно пропорционально квадрату из диаметра провода, то диаметр провода дополнительной обмотки для получения температурной стабильности дол>кен определяться из вышеупомянутого соотношения.

Предмет изобретения

ЗО

Система зажигания для двигателей внутреннего сгорания, содержащая транзисторный преобразователь напряжения, первичная об35 мотка ВыхОДнОГО тРансфОРматОРЯ котороГО включена в коллекторную цепь ключевого транзистора, а вторичная обмотка в цепь заряда накопительного конденсатора и в цепь управления разрядным тиристором, а также блок стабилизации, отличающаяся тем, что, с целью повышения к. п.д., блок стабилизации выполнен в виде дополнительной обмотки указанного трансформатора, подсоединенной к цепочке, состоящей из резистора и

45 T) íícëüíîãо диода, причем параллельно последнему подсоединена цепь управления вспомогательного транзистора, силовая цепь которого связана с первичной обмоткой выходного трансформатора.

490944

Составитель А. Борзнков

Текред М. Семенов

1(орректор Л. Орлова

Редактор В. Фельдман

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 85!14 Изд. № 74 Тираж 648 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4, 5