Предохранительная фрикционная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(и) 49 969

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.03.74 (21) 2003407/25-27 (51) М. Кл. F 16d 7 02 с присоединением заявки— (23) Приоритет—

Опубликовано 05.11.75. Бюллетень М 41

Дата опубликования описания 05.03.76

Государстеенный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений н открытий (53) УДК 621.825.5 (088.8) (72) Автор изобретения

В. A. Ковальский

Проектно-конструкторское бюро по проектированию сборудования для производства пластически < MRcc и синтетических смол (71) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОИКАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для управления запорной аппаратурой в химической,,нефтяной и других отраслях промышлвнности.

Известны предохранительные фрикционные муфты .преимущественно для электроприводов арматуры, содержащие две концентрично установленные полумуфты со шлицами, сопряженными со шлицевыми пазами фрикцпонных дисков. 10

Однако эти муфты не обеспечивают плавного нарастания передаваемого крутящего момента.

Отличительной особенностью предлагаемой муфты является то, что шлицевые пазы в дисках, установлеííblõ в одной из полумуфт, вы полнены разной ширины.

Шпрппа шлпцевого паза каждого диска больше ширины паза предыдущего на 1—

3 лт.и. 20

Такое, выполнение устраняет указанный недостаток.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез; на фиг. 3 — увеличенное сечение и развертка по наружным дискам муфты в месте шлицевого паза.

Муфта содержит червяк 1, червячное колесо 2 и,вал-гайку 8, размещенные в .корпусе

4. Фрикциоппая многодисковая муфта встроеIIH в ступицу червячного колеса 2 и кипе.; атпческп связывает червячное колесо 2 с валомгайкой 8. Муфта состоит .из наружных диско;.

5, установленных на шлицах ступицы червячного колеса 2, и внутренних дисков б, помещенных на шлицах вала-гайки 8.

Пакет наружных и .внутренних дисков зажат между подвижными кольцами 7 и 8 с помощью регулировочной гайки 9, втулки 10, толкателей 11, нажимного кольца 12 и пружины 18. Наружные диски имеют шлицевые пазы постепенно увеличивающейся ширины, выполне н ные так, что ширина пх увеличивается от диска к диску на 1-3 мл, начиная с номинальной ширины паза. Таким образом обеспечивается переменный боковой зазор между шлицевыми пазами дисков 5 и шлицевым выступом 14 ступицы червячного колеса 2. Каждый диск 5 имеет возможность проворачиваться относительно ступицы червячного колеса в пределах своего бокового зазора.

Наруж ные диски (фиг. 3) изображены з крайнем правом положении относительно шлицевого выступа 14.

Возможно выполнение шлицевых пазов разной ширины:не на наружных дисках 5, а на внутренних дисках б.

Кроме того, ширина может увеличиваться не от диска к диску, а в любой другой последовательности.

490969

Предлагаемая муфта, установленная в электропризоде арматуры, обеспечивает комбинированное управление запорной арматурой с помощью двигателя 15 или вручную (маховик 1б).

Предлагаемая муфта работает следующим образом.

При вращении червячного колеса 2,по часовой стрелке (фиг. 1) (работа электропривода на закрытие арматуры), в момент остановки вала-гайки 3 червячное колесо 2 продолжает вращаться, а наружные диски 5 начи нают пробуксовывать относительно внутренних дисков б.

Однако наружные ди ски 5 начинают проворачиваться и пробуксовывать относительно внутренних дисков б iHB одновременно, а последовательно благодаря разным по,величине боковым зазорам между шлицевыми пазами наружных дисков и шлицевыми выступами ступицы чер вячного колеса 2.

Так как шлицевые,выступы ступицы червячного колеса начинают «вести» вначале диск 5 с меньшим боковым зазором, затем следующий диск с увеличенным на 1 — 3 лм боковым зазором и т. д., то имеет место статический момент трения только,в .парах трения того диска, который начинает пробуксовывать в данный момент.

Исключается передача на,вал-гайку 3 суммарного статического .крутящего момента, т. е. устраняется, недостаток .известных фрикционных муфт.

После пробуксовки всех наружных дисков боковые зазоры окажутся слева от шлицевого .выступа.

При,вращении червячного колеса 2 против часовой стрелки (работа электропривода на открытие арматуры) в момент остановки вала-гайки 8 снова происходит поочередное

5 пробуксовывание дисков, но уже в противоположном направлении. После этого шлицевые пазы наружных дисков 5 займут первоначальное положение относительно шлицевых в ысту нов (ф и г. 3) .

10 Регулирование крутящего момента, передаваемого фрикцион ной муфтой, осуществляется поворотом регулировочной гайки 9, через втулку 10, толкатели 11 и подвижное

Kî..цо 12.

При этом происходит изменение величины сжатия пружины 18. В электроприводах арматуры могут быть применены не только червячные, но и планетарные редукторы, а шлицевое соединение наружных диков заменено

20 па пальцево-пазовое с разной шириной пазов.

Предмет изобретения

1. Предохранительная фрикционная муф25 та, преимущественно для электроприводов арматуры, содержащая две концентрич;о установленные полумуфты со шлицами, сопряженными со шлицевыми пазами фрикционных дисков, отличающаяся тем, что, с

З0 целью обеспечения плавного нарастания передаваемого момента шлицевые пазы в дисках, установленных в одной из полумуфт, выполнены с .постепенно увеличивающейся шириной.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что ширина шлицевого паза каждого диска больше ширины паза предыдущего на 1-3 мл.

Редактор В. Другова

Составитель И. Злотник

Техред Т. Курилко

Корректор И. Симкина

Тираж 869 Подписное

Совета Министров СССР и открытий паб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 142/204 Изд Ко 102

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений

Москва, Ж-35, Раушская