Упорный подшипниковый узел с индивидуальной смазкой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1.ИЕ1.. .СЫЕ б бп:, ЫЬА

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1п 49I00I

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное и авт. свид-ву (22) Заявлено 11.02.74 (21) 1995187/25-27 с присоединением заявки Я (23) Приоритет

Опубликовано 05.11.75. Бюллетень М 41

Дата опубликования описания 14.04.7б (51) М. Кл. F 16n 1/00

F 1бс 33j10

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК У,62-72(088.8) (72) Авторы изобретения

А. Я. Альпин, Ю. А. Алексеев и И. В. Конюховский (71) Заявитель (54) УПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ

С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СМАЗКОЙ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных судовых установках.

Известны конструкции упорных подшипниковых узлов с индивидуальной смазкой, в которых смазка упорной части подшипника осуществляется путем погружения нижней части упорного гребня в масляную ванну за счет масла, увлекаемого торцевой поверхностью гребня. При такой смазке нагрузочная способность подшипника будет ниже, чем в конструкциях с циркуляционной смазкой, где масло полностью заполняет упорную часть. Однако применение индивидуальной смазки необходимо в том случае, когда невозможно обеспечить циркуляцию масла от специального насоса. Кроме того, при больших скоростях вращения вала в подшипниках с индивидуальной смазкой масло из ванны растекается по периферии гребня и упорные подушки оказываются без смазки.

С целью улучшения условий смазки упорных подушек и повышения,их несущей способности, предлагаемый упорный подшипниковый узел снабжен закрепленными на наружной цилиндрической поверхности обоймы цилиндрическими втулками, охватывающими с двух сторон упорный гребень и отделяющими полости с упорными подушками от масляной ванны, причем в каждой кольцевой обойме выполнена система отверстий и каналов, обеспечивающая циркуляцию масла в рабочей полости подшипника.

На фиг. 1 изображен подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — разрезы по А — А и

Б — Б на фиг. 1, показывающие систему отверстий и каналов.

Подшипниковый узел содержит корпус 1 и крышку 2, образующие масляную ванну 3, а

1о также вал 4 с упорным гребнем и упорные подушки 5.

Каждая из полостей б упорных подушек образована кольцевой обоймой 7, на которой закреплены упорные подушки 5, торцом вкла15 дыша 8, цилиндрической втулкой 9 и торцевой поверхностью упорного гребня вала 4. Для охлаждения масла в полости масляной ванны расположен маслоохладптель 10, через трубки которого прокачивается охлаждающая вода.

20 Цилиндрическая втулка 9 может быть выполнена из двух частей, которые болтами крепятся к обойме 7. Поверхность втулки 9, сопрягаемая с поверхностью упорного гребня вала 4, залита баббитом или другим анти25 фрикцпонным материалом, ввиду минимального зазора между этими поверхностями.

В обоймах 7 со стороны корпуса выполнены концентрические каналы 11 и 12, закрытые регулнровочными прокладками 13. Канал 11

30 служит для подачи масла с маслосьемника

491001

14 через отверстия 15 и 16 в нижнюю часть полости 6. Канал 12 обеспечивает слив масла из верхней части полости 6 через отверстия 17 и 18 в масляную ванну 3.

Без вращения вала 4 уровень масла в полостях 3 и 6 одинаков и равен уровню 19, принятому для подшипников с индивидуальной смазкой. При вращении вала 4 масло, увлекаемое из масляной ванны цилиндрической поверхностью гребня, в верхней части узла снимается маслосъемником 14 и по системе отверстий и каналов 15, 11 и 16 заполняет полости 6. При этом для обеспечения смазкой опорных подшипников в начале вращения вала 4 масло в первую очередь заполняет отверстия 20, подводящие смазку к вкладышам

8, а затем поступает по каналам 11 в полости 6. Заполнение полостей 6 маслом происходит до уровня 21 полного погружения упорных подушек 5 в масло (фиг. 1), который обеспечивается соответствующим расположением отверстий. При этом уровень масла в масляной ванне понижается до линии 22.

Через отверстия 17 нагретое в полостях 6 масло поступает в сливные каналы 12 и через отверстия 18 стекает в масляную ванну 3, где охлаждается и вновь поступает на смазку поверхностей трения упорного подшипника.

Предмет изобретения

5 Уяорный подшипниковый узел с индивидуальной смазкой, содержащий смонтированные в корпусе посредством кольцевых обойм упорные подушки, взаимодействующие с упорным гребнем вала, опорные подшипники, масло10 съемник, размещенный над упорным гребнем, и маслоохладитель, расположенный в полости масляной ванны, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и обеспечения направленной циркуляции смазки, 15 узел снабжен закрепленными на наружной цилиндрической поверхности обоймы цилиндрическими втулками, охватывающими с двух сторон упорный гребень и отделяющими полости с упорными подушками от масляной ван20 ны, причем в каждой кольцевой обойме со стороны корпуса выполнены два концентрических канала и система отверстий, соединяющих полость маслосъемника с нижней частью полости упорных подушек и верхшою

25 часть полости упорных подушек с масляной ванной.