Кормовая опора гребного вала водометного движителя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
0Ц 49!537
Союз Сааетских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.09.72 (21) 1829070727-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл. В 63h 23/36
В 63h 23/34
В 63h 11/00
Опубликовано 15.11.75. Бюллетень ¹ 42
Дата опубликования описания 10.02.76 (53) УДК 629.12:532. .582.5.035.2. .002.54 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авто р ы изобретения
В. К. Зороастров, В. В. Купцов, В. Г. Преображенский, l0. В. Леухин, С. С. Царев и В. Ф. Сидоров (71) Заявитель (54) КОРМОВАЯ ОПОРА ГРЕБНОГО ВАЛА ВОДОМЕТНОГО
ДВИЖИТЕЛЯ! асУдаРственный комитет (23) Приоритет
Совета Министров СССР
Изобретение относится к судостроению, в частности к кормовым опорам гребного вала водометного движителя.
Известна кормовая опора гребного вала водометного движителя, содержащая опорный подшипник, вмонтированный в конус направляющего аппарата с лопатками, причем опорный подшипник выполнен в виде цилиндрической обечайки со встроенными в ней гильзой, втулкой и облицовкой с фланцем, надетой на гребной вал, а полость конуса сообщена с системой подачи охлаждающей воды. Опорные подшипники в известных кормовых опорах гребных валов водометного движителя недолговечны, а их замена сопряжена с разборкой движителя.
Цель изобретения — повышение долговечности опорного подшипника и обеспечения возможности замены его без разборки движителя.
Для этого конус направляющего аппарата выполнен с герметичным обтекателем, прикрепленным к кормовой части цилиндрической обечайки, а на фланце облицовки смонтировано уплотнение, контактирующее посредством пружины с кольцевой перегородкой, жестко и герметично соединенной с конусом направляющего аппарата и цилиндрической обечайкой, причем в полости конуса направляющего аппарата установлены продольные перегородки, разделяющие полость конуса на нагнетательную и сливную камеры. Нагнетательная камера сообщена с системой охлаждающей воды через полость, выполненную в одной из лопаток направляюще5 го аппарата, а через полость, выполненную в другой лопатке, слпвная камера сообщена с забортным пространством посредством каíà IoB, которые выполнены в цилиндрической обечайке и гильзе.
10 На фиг. 1 схематически изображена кормовая опора гребного вала в продольном сечении; на фпг. 2 — то же, сечение по А — А на фиг. 1.
Конус 1 кормовой опоры гребного вала вы15 полнен с герметичным обтекателем 2, прикрепленным к кормовой части цилиндрической обечайки 3. В обечайке установлена гильза 4 с запрессованным в ней подшипником 5, который стопорится от продольного смеще20 ния и приворачивания гайкой 6. Подшипник
5 надет на облицовку 7 с фланцем 8, который в свою очередь надет на вал 9 движителя.
На фланце облицовки смонтировано прижимное уплотнение 10 с кольцевой перего25 родкой 11 и уплотняющпм резиновым кольцом 12, встроенным во втулке 13, прижимающейся к фланцу облицовки посредством пружины 14. Втулка установлена в кожухе 15, прикрепленном к перегородке 11.
30 К конусу 1 прикреплены пустотелые направляющие лопатки 16, 17 с каналами а, о, сооб491537
3 щепные соответственно с нагнетательным 18 и сливным 19 патрубками. Полость, образованная конусом 1 и цилиндрической обечайкой 3, продольными ребрами 20 и 21 разделена па нагнетательную Б и сливную В камеры, а в обечайке 3, гильзе 4 и перегородке 11 имеются отверстия в и г.
На валу 9 движителя жестко установлены роторные лопатки 22.
Работа кормовой опоры.
Охлаждающая вода по патрубку 18 и полой лопатке 16 подается в нагнетательную камеру Б и через отверстия в в обечайке 3 и гильзе 4 вода поступает через подшипник 5 по направлению стрелки Г и отверстия г в перегородке в сливную камеру 13 конуса 1.
Затем вода по каналу б лопатки 17 и выпускному патрубку 19 сливается за борт судна.
Прн выходе из строя прижимного уплотнения забортная вода не попадает в опорный подшипник, а будет увлекаться охлаждающей водой за борт.
Демонтаж подшипника производится без разборки движителя путем отдачи гайки 6 и выпрсссовки подшипника 5 вместе с гильзой 4.
Формула изобретения
Кормовая опора гребного вала водометного движителя, содержащая опорный подшипиик, вмонтированный в конус направляющего аппарата с лопатками, причем опорный подшипник выполнен в виде цилиндрической обечайки со встроенными в нее гильзой, втулкой и облицовкой с фланцем, надетои на гребной вал, а полость конуса сообщена с системой подачи охлаждающей воды, о тлич ающаяся тем, что, с целью повышения долговечности опорного подшипника и
10 обеспечения возможности замены его без разборки движителя, конус направляющего аппарата выполнен с герметичным обтекателем, прикрепленным к кормовой части цилиндрической обечайки, а на фланце обли15 цовки смонтировано уплотнение, контактирующее посредством пружины с кольцевой перегородкой, жестко и герметично соединенной с конусом направляющего аппарата и цилиндрической обечайкой, причем в полости
20 конуса направляющего аппарата установлены продольные перегородки, разделяющие эту полость на нагнетательную и сливную камеры, при этом нагнетательная камера сообщена с системой охлаждающей воды че25 рез полость, выполненную в одной из лопаток направляющего аппарата, а через полость, выполненную в другой лопатке, сливная камера сообщена с забортным пространством посредством каналов, которые выпол30 иены в цилиндрической обечайке и гильзе.
А-A фиг. 2
Составитель Б. Даньшин
Тех ред Е, Митрофанова
Редактор Н. Коган
Корректор А. Дзесова
Типография, пр Сапунова, 2
Заказ 89/10 Изд. № 1966 Тираж 529 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4,5