Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛ ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социапистиыеских
Республик (») 492358 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.12.71 (21) 1725321/25-8 с присоединением заявки №(23) Приоритет (43) Опубликовано 25.11,75Бюллетень № 43 (45) Дата опубликования описания 02.03.76 (51) М. Кл.
В 238 9/00
Государственный номитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.914.7. .04: 62 1.833. 15 (088.8) (72) Авторы изобретения
B. И. Короткин и Г. А. Журавлев
Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный (71) Заявитель университет (54) СПОСОБ ДИАГОНАЛЬНОГО ФРЕЗЕРОВАНИЯ ЗУБЬЕВ ПАРЫ
ЗУБЧАТЪ|Х КОЛЕС
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано для нарезания зубьев колес цилиндрических передач с зацеплением Новикова.
Известны способы диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндрических передач с зацеплением Новикова обкаткой, при которых обработку каждого из колес производят отдельной червячной фрезой с постоянным осевым шагом витка на 10 соосных цилиндрах, делящих пополам головку (ножку) зуба,,и с плавно изменяющимися по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других, соосных цилиндрах.
Однако известным способом невозможно получить цилиндрическую передачу с зацеплением Новикова со спрямленными зубьями без осевых усилий.
Цель изобретения — получение цилиндрической передачи с зацеплением Новикова со спрямленными зубьями без осевых усилий.
Для этого нарезание обоих колес пары производят с одинаковым углом диагональ ной подачи одной и той же фрезой, которую для нарезания второго колеса пары устанавливают в начальное положение, определяемое заданной зависимостью.
Сушность способа диагонального фрезе рования зубьев пары зубчатых колес по- ясняется чертежом.
Фрезу 1 для нарезания зубьев первого колеса 2 пары (фреза и колесо показаны жирными линиями) устанавливают на зубофрезерном станке в начальном положении на расстоянии а от межосевого перпендикуляра П до торца колеса 2 и на расстоянии 4 от межосевого перпендикуляра П до торца фрезы и затем переме1цают в направлении 88 под углом к оси нарезаемого колеса. При этом величину а выбирают, например по нормативам зубофрезерования, а велцчину и угол 1 определяют известным образом из условия наиболее полного ис» пользования длины профилируюшей режущей части фрезы.
402358
Фрезу 1 для нарезания зубьев второго колеса 3 пары (фреза и колесо повазаны тонкими лийиями) устанавливают на зубо-. фрезерном станке в начальном положении на расстоянии k от межосевого перпен
2 дикуляра П до торца колеса 3 и на расстоянии Ь от межосевого перпендикуляра П до торца фрезы и затем перемещают в направлении 5 под тем же д углом к оси нарезаемого колеса,, как и при нарезании зубьев первого колеса 2.
При этом величину b выбирают, например по нормативам зуоофрезерования, а величину Ь, в случае применения пра
2 возаходной фрезы определяют из зависимости
L =L, (ü -b,-ьь)(вМ oos i. Ч (f-Л) J, 20 где - угол подъема витков червячной фразы; — расстояние между торцами колес пары в их рабочем зацеплении, первыми вступающими в контакт с фразой при пареза )ии, В результате применения предлагаемого способа нарезаемые зубья колес пары получаются с плавно увеличивающейся или уменьшающейся от одного торца колес к другому величиной проекций на начальную плоскость отрезкой нормалей к профилям от теоретических точек контакта зубьев колес до полюсной линии.
В процессе взаимного зацепления этих колес, установленных в собранной передаче таким образом, что их торцы„первыми вступающие в контакт с @резой при нарезании, отстоят друг от друга на величину, линии зацепления 4 располагаются под углом (в ту, или иную сторону) к осям колес, что обеспечивает осевое перекрытие зубьев передачи, Таким образом, с помощью предлагае/ мого способа можно получить цилиндрическую передачу с зацеплением Новикова со спрямленными зубьями 5 (т. е, без их наклона; к оси колеса), передающими нагрузку без осевых усилий.
Предмет изобретения
Способ диагонального фрезерования зубьев пары зубчатых колес для цилиндриче ских передач с зацеплением Новикова обкаткой, при котором обработку производят червячной фрезой с постоянным осевым
1 шагом витка на соосных цилиндрах, делящих пополам головку (ножку) зуба, и с плавно изменяющимся по мере удаления от этих цилиндров переменным осевым шагом витка на других соосных цилиндрах, о тличающийся тем, что,сцелью получения пары колес со спрямленными зубьями без осевых усилий, нарезание обоих колес пары производят с одинаковым углом диагональной подачи одной и той же фрезой, которую для нарезания второго колеса пары устанавливают в начальное положение, определяемое зависимостью:
L,==L,+ ls -1,-os)(s)ns+cosi,o () -i, ) ), ), - расстояние межосевого
1 1 перпендикуляра от торца фрезы и торца заготовки соответственно в началь ном положении при нарезании первого колеса naPhd расстояние межосевого
2 2 перпендикуляра от торца фрезы и торца заготовки соответственно в начальном положении при нарьзании второго колеса пары; — общий при нарезании обоих колес пары выбранный диагональный угол между направлением подачи и осью заготовки; — угол подъема витков чер вячной фрезы; — расстояние между торцами колес пары в их рабочем зацеплении, первыми вступаюхцими в контакт с фрезой при нарезании.
Заказ фЯ.3
Изд, И (фф,5 Тирамс 1061
Подписное
LIHHHllH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 113035, Раушская наб., 4
Предприятие «Патент», Москва, Г-59, Бережковская наб., 24
Составитель B Ñëиткова
Реда кто р H.Острова Тех ред H. Хвнеева т орре "TOP Т.Гревцова