Объемный двигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) QQQQQQ (61}Дополнительное к авт. саид-ву _#_. (22) Заявлено20.02.73 (21) 1877 923/24-6 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл, P 01c . 19/02
1 03с 3/02
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений н открытий (43) Опубликовано 25. 11,75.Бюллетень ¹43 (53) УДК 621.662.47 (088.8) (45) Дата опубликования описания 22,01.76
И. К. Пешерев и, В. Ф, Чуб (72) Авторы изобретения
Научно-исследовательский горнорудный институт (71) Заявитель (54) ОБЪЕМНЫЙ ДВИГАТЕЛЪ
Изобретение относится к роторным машинам или двигателям с вращательным движением рабочих органов, предназначенных для привода различных механизмов.
Известны обье:ейные двигатели пластин-. чатого типа, содержащие статор с профилированной направляющей поверхностью, с которой взаимодействуют пластины, установленные в пазах ротора, с =палом для сообщения подпластинчатых полостей с источником рабочей среды под давлением, Однако пластины прижимаются к профилированной направляющей поверхности рабочей средой под давлением постоянно при работе двигателя. Поджатие пластин рабочей средой после разгона ротора вызывает интенсивный износ профилированной направляющей поверхности «татора и концов пластин, ко-.орыми они соприкасаются г втой поверхностью, Целью изобретения ив .яется уменьшение износа профилированной направляюшей статора и пластин.
Это достигается тем, что на роторе установлен центробежный регулятор, связанный с золотником, которыт" перекрывает после разгона двигателя канал, сообщающий пространство под пластинами с рабочей средой прад давлением.
После разгона пластины прижимаются к статору только центробежными силами, что уменьшает износ профильной направляющей.
На ф|-;. 1 изображен объемный двигатель
: пластинчатого типе с выносным поперечным
N сечением, осевой разрез; на фиг. 2 — сечение по окну золотника, перекрываюшего канал к ротору с рабочей средой; та фиг. 3, сечение А-А на фиг. 2.
Двигатель состоит из корпуса(1 со ста-!
5 тором 2, имеющим профилированную направляющую поверхнос ь, ротора 3 с пазами 4, в которых размещаются плас ины 5, передней 6 и задней 7 крышек, штуцера 8, золотника 9, промежуточного золотника 10, 2С размещенного в цилиндре 11, поршня 12, центробежного регулятора 13, золотника
14, размещенного в цилиндре 15.
Корпус имеет отверстия 16 для выхло па рабочей среды и со статором 2 образуИ ет полость впуска в камеру 17 высокого
492669 давления, полость выхлопа из камеры 18 высокого давления, полость впуска камеру 19 низкого давления и полость выхлопа иэ камеры 20 низкого давления.
Статор 2 имеет глухие отверстия 2124, продольное сквозное отверстие 25 с окном 26, поперечные каналы 27, радиальные отверстия 28-3j и полость„- 32 Ротор 3 имеет глухое осевое отверстие 33 и каналы 34.
Статор 2 образует с роторам 3 камеру 35 высокого давления и камеру 36 низкого давления. Передняя крышка 6 имеет, полость 37, а задняя 7 полости 3840,каналы 41-- .4 и камеру 45. Золотник
9 имеет ряд проточек 46, промежуточный плотник 10 - окно 47 ° а его цилиндр 11 окно 48. Поршень 12 образует полости
49 и 50. Золотник;14 имеет проточку
51 и отверстие 52, а цилиндр 15 - радиальные отверстия 53-55.
Двигатель работает следующим образом.
Рабочая среда под давлением через штуцер 8 поступает в полость 38, по отверстиям 21 в камеру 17 и далее по отверстиям 28 - в камеру 35 высокого давления. Под действием рабочей среды пластины 5 будут вращать ротор 3.
Отрабоганная рабочая среда по отверстиям 29 выйдет в полость 18 н,далее по отверстиям 22; через окно 26, отверстие 25, полости 34 н 32 по отверстиям 24 поступает в полос.ть выхлопа 20
:и через отверстие 16 - в атмосферу.
Одновременно рабочая среда из полости 38 проходит вполость 40,,откуда пс отверстиям 23 — в полость 19 и через отверстия 30 — в камеру низкого давления
6. Под действием рабочей среды пластины 5, находящиеся в камере 36, будут вращать ротор 3 в том же направлении.
Отработанная рабочая среда,по отверстиям 31 поступает в полость 20 и че рез отверстия 22 - в атмосферу. Одновременно с этим рабочая среда из полости
40 по каналу 44 поступит в камеру 45, откуда по отверстию 33 и каналам 34в пазы 4 под пластины 5 и щ: жмет их к профилированной направляющей поверхности статора 2. Когда двигатель выйдет на установившийся режим работы, центробежный пере..включатель 3 3 переместит золотник 4 в положение, при котором его проточка 51 сообшится с отверстием 54, а отверстие 55 через продольное отверстие 52 — с атмосферой. Тогда рабочая среда под давлением из полости 50 по каналу 43 уйдет в атмосферу, а из полости 38 по каналу 44,проточке 51, отвер)(} стию 54, каналу, 42 — в полость 49, Под действием рабочей среды поршень
12 переместит золотник 10. Тогда поступление рабочей среды из полости 39 в полость 40, а следовательно, и в камеру 45, И в верстие 33 и каналы 34, в пазы 4 и и пластины 5 прекратится. После этого они буд „т прижиматься к профилированной направляющей поверхности статора 2 только центробежными силами
3) Одновременно с этим золотник 9 перекроет окно 26, а кольцевые проточки 46 совместятся с поперечными каналами 27.
Тогда рабочая среда из камеры 35 поступит в полость выхлопа 18 и через каналы
25 27, полость 19 и отверстия 30 — в камеру низкого давления 36. Расширяясь вторично, рабочая среда будет вращать ротор 3 в том же направлении и из камеры 40 произойдет выхлоп в атмосферу. После остаЗО новки двигателя все золотники займут исходное положение и при повторном запуске рабочая среда поступит, в обе рабочие камеры 35,. и 36, а следовательно, — и под пластины 5.
Предмет изобретения
Объемный двигатель пластинчатого ти46 па, содержащий статор с профилированьой направляющей поверхностью, с которой взаимодействуют пластины, установленные в пазах ротора, с каналом для сообшения подпластинчатых полостей с источником рабочей среды под давлением, о т л и ч а— ю ш и и с я тем, что, с целью умен; шения износа профилированной направляющей статора, на роторе установлен центробежs.ûé регулятор, связанный с золотником для перекрытия упомянутого канала после разгона двигателя.
Составитель А, Макеев Гекред N. Левинкаи
Корректор С. Болдижар
113035, Мссквв, Ж-35, Рауаскаи наб а. 4/В
Филялл ППП Патент, ", Ужгород, уд. Гагарина, 101 7я раж 6 19 Поднисное
БНИМПИ t îñóààðñòâeèíîãî к мятета Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий