Способ нанесения твердого смазочного покрытия на поверхности трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

0llHCAHHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 492702 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено I2.05,74 (21) 20232I9/25-8 с присоединением заявки

Государственный комитет

Совета Министров СССР но делам изобретений и отирытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 25. И.75. Бюллетень № 43 (45) Дата опубликования описания ЯЗ,Б (72) Авторы изобретения

А.Т.Бородин и И.Т.Бородин (71) Заявитель

СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ TBEP30I0 СвцЗОЧНОИ ПОКРЫТИЯ

НА ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ (54) 2

Г дующего отверждения.

Но такой способ не обеопечивает долговечности твврдоомазочного покрытия, работающего при высоких нагрузках и высоких температурах, а также в режиме пуска-останова или только в режиме пуска. Кроме того, после нарушения покрытия увеличивается износ трущихся поверхностей.

Целью изобретения является повышение долговечности твердосмазочного покрытия и уменьшение износа поверхности трения.

Лля этого твердые смазочные покрытия наносят поэтапно: после нанесения первого слоя производят приработку покрытия, обезжиривают приработаннув поверхность, а затем наносят второй олой покрытия и отвврждают. Приработку

) осуществляют непосредственно в узле ) Изобретение относится к технологии нанесения твердых смазочных покрытий на поверхности трения. 5

В современном машиностроении узлы трения чаото работают в условиях, когда использование жидких минеральных и синтетических масел или консистентных смазок нв дают положительного эффекта . К таким условиям относятся низкие и высокие температуры, недопустимость по технологическому процессу присутствия жидкости, глубокий вакуум и агрессивные среды. При этом рациональнее применять твердые смазки в виде тонких покрытий.

Извеотен способ нанесения твердых смазочных покрытий, содержащих, например, дисуль4ид молибдена, на поверхности трения путем окунания, напылеLиия, смазывания, натирания и после(51) М. Кл. Г I6 л 15/00 (53) УДК 621.892.42 (088,8) 492702

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ составитель А Ильина

Редактор ВедябсбЕС Техред Т. 1 ИРОНОЖ<орректор Л. p$ е со и

Заказ gggg Изд. X- jPg/ Тираж ЯфУ Подписное!

1ИИИПИ Государственного ком| гета Совета Министров СССР по делам изобрете ий и открытий

Москва, >К-35 Раун кая нао., д. 4/5

ПГ1Г1 „11атент" Москва, Г-о!, Бережковская на6., 24 или йа стенде.

В качестве смазни могут использоваться покрытия, состоящие из двух различных твердых смазок, что позволяет варьировать ими для получения покры. тий, обладающих различными свойствами по сечению. Это преимущество можно использовать в узлах с меняющимися условиями трения.

На предварительно обезжиренную и развитую поверхность наносят вердосмазочное покрытие толщиной IO-15 мкм.

После отверждения и охлаждения прирабатывают покрытие непосредственно в узле или образцом на стенде со скоростью

0,2-0,8 м/сен и нагрузкой 50-70% от номинальной в течение 8-IO aiba . или прирабатывают в зависимости от характера работы узла в режиме пуска-останова или только пуска в течение

5-8 мин.

Если при приработке в узле трения высокая температура, то приработку можно производить с добавлением в зону трения нонсистентной смазки на основе днсуль ир олибдена или на той основе, на которой сделано твердое смазочное покрытие, наносимое на поверхность трения.

Приработка после первого нанесения твердосмазочного покрытия увеличивает прочность сцепления с подложной, снимает высоту минронеровностей, формируя рабочую шероховатость поверхности трения, что уменьшает величину удельного давления в слое твердосмазочного понрытия. Приработна позволяет использовать твердосмазочные покрытия для нанесения их на трущиеся поверхности, обработанГо ные грубее на Х-2 нл.

После окончания приработки поверхность трения обезжиривают и на подготовленные детали наносят второй слой

15 такого же или другого твердосмазочного покрытия, доводя суммарную толщину до 20-25 мкм, и отверждают.

I. Способ нанесения твердого смазочного понрытия на поверхности трения, например, путем напыления (или окунания) с последующим отверждением зо иа предварительно обезжиренную и развитую поверхность, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышезн ния долговечности твердосмазочного покрытия и уменьшения износа поверхности трения, после нанесения первого слоя производят приработку покрытия, обезжиривают приработанную поверхность и наносят второй слой покрытия .

2. Способ по п.I, о т л и ч а юшийся тем, что в узлах с меняющимися условиями трения наносят слоя покрытия различных твердых смазон.