Ротор явнополюсной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

° -, l . / т

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К автОРСКОИ СВИДИтИЛЬСтв

Со оз Соттетсних

Социалистических

Республик (1ц 492970 (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 10.и 1.72 (2! ) 1736148/24-7

C с присоединением заявки № (51) М. Кл. Н о2к 3 "2 (53) УДЕ 621.313.13 (ORB,×) Государственный комитет

6086та Министров СССР оо,делам изобретений и открытий:.. (23) Приоритет (43) Опубликовано 2-"1.11;75, Бюллетень -№ 43 (45) Дата опубликования описании OR.O4.76 (72) Автор . изобретения

Г. I(. Сапунов (71) Заявитель (54) РОТОР ЯИ ОГ1ОЛЮСНЮЙ ЭЛЕКТРИ1!ЕСКОЙ XAIIIIIIIbl

Изобретение относится к явнополюсным . синхронным электрическим машинам, в частности к устройству крепления обмотки воз буждения между смежными полюсами, Известен ротор явнополюсной электриче-. ской машины, содержащий полюса с катушками обмотки возбуждения, закрепленными на них с помощью самоустанавливающихся планок, установленных своей сферической поверхностью на боковых поверхностях распор- I0 ного элемента, выполненного разрезным в аксиальном направлении, с размещенным в разрезе фиксирующим" элементом. В этой, конструкции распорный элемент не обеспечи 1 вает равномерного прижима витков катушки, l5 что может привести к обрыву межполюсньтх .соединений, к нарушению монолитности изоляции витков катушки из-за ее вибрации.

Цель изобретения — повышение надежно сти крепления обмотки возбуждения. Для это-30 го на обоих торцах распорного элемента вы:полнтэны выступы; ограничивающие перемеще,ние самоустанавливающихся планок по высо-;

1 те, поверхности которых, обращенные к рас орному элементу, выполнены сферическими, 25 а в качестве фиксирующего элемента приме нена конусная шпилька, обеспечиллюшая равномерное расклинивание витков двух смеж: ных катушек, На фиг, 1 изображен ротор яввол-.люсной

:синхронной машины, поперечный разрез; на фиг. 2 — распорный элемент, поперечный раз рез; па фиг, 3 — самоустанавливаютпаяся прижимная планка; на фиг. 4 - то же, разрез по А-А на фиг. 3.

На полюсах 1 ротора 2 явнополюсн тй синхронной машины расположены катуцтки об, мотки возбуждения 3, боковые сторонът которых расклинены с помощью распорок 4.

Распорка 4 выполнена разъемной вдоль оси машины, имеет в разъеме конусное отверстие, в которое помещена расклйниваю;шаяся конусная шпилька 5 и одникл концом ! прикреплена к стержню 6, расположенному вдоль оси обода ротора 2. На другом конце .расклинивающей конусной шпильки располо-! жена гайка 7, позволяющая расклинивать витки катушки возбуждения. 3, В боковых поверхностях распорки 4 распо(ложены самоустанавливающиеся прижимн .те

4929 ) О

4 планки 8, опиравшиеся в "заплечники 9. Поверхности 10 прижимной планки 8, соприкасающиеся с распоркой 4, выполнены кри волииейными. На боковой поверхности при жимной планк); 8, обращенной к катушкам 5 обмотки возбуждении 3, расположена изоляционная прокладка 11, прикрепленная к ней известным способом. Катушки. 3 раскл) нивают затяжкой гайки 7, Усилие затягивания гайки 7 передается через, шпильку 5 16 на распорку 4 и самоустанавливаюшиеся прижимные планки 8, которые плотно прижимают витки катушки 3 по всей высоте планки 8, обеспечивая тем самым надежное крепление витков катушек смежных 15 полюсов, Са);)оустановка прижим))ых планок 8 обеспечивается криволинейностью Опорных поверхностей 10 самой планK)l, . ) )р))ж))миые планки 8 касаются растворил 4 кривол: - О нейными поверхностями как пО центру бокс вой стороны распорки 4, так ll no Topuara.

Такая распорка обеспечивает самоустановку прижимных планок относительно вит 25 ков катушки, позволяет равномерно расклп нить витки катушек смежных полюсов, тем ) самым исключая вибрацию катушек и повышая надежность работы машины в целом, и редмет изобретения

Ротор явнополюсной электрической ма» шины, содержаший полюса с. катушками обь мотки возбуждения, закрепленными на иих с помошью самоустаиавливаюцшхся планок, установленных своей сферической поверхнс)стью на боковых поверхностях распорног"o элемента, выполненного разрезным в аксиальном направлении, с размещенным в разрезе фиксируюшим элементом, о т. л и« ч а ю ill и и с я тем, что, с целью IIQBbl шенин надежности крепления обмотки воз

6 ждения, ))я oGQHx тордих ряспо))ного эл » мен7 а Б ь)по ш с-., н ы вь(с r y)) ). Сг(1апичи ва ю пие Г)ере".1еп!О)п)е сямоустяиавливакяцихся планок по высоте, поверхности которых, обрашенные к распорному элементу, выпол

))))))ы О4ьр) )ескими, а в качестве фиксиру

)ошего элемента применена конусная шпилька, обеспечис)аюшая равномерное расклинивание витков двух смежных катушек. редактор ИЛ рова

Составител Ц. ;ухоирская

Техред H .арандв ова Корректор дяеяискииа

Заказ? 603 Изл. Ю ИО

ЦНИИПИ,Государственното <омитета Совета Министров СССР

Ilo делам изо1 ретений и открытий

Москва, ИЖ i, Раушская наб., 4 — r У ж гrо р од, ул. Проектмж, 4