Смазка для холодной обработки металлов давлением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (п) 493501

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.07.73 (21) 1948985/23-4 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.11.75. Бюллетень № 44

Дата опубликования описания 24.02.76 (51) М. Кл. С 10m 7/28

С 10m 7/02

С 10m 7/16

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.892:62 1.7..016.3 (088.8) (72) Авторы изобретения А. 3. Гребенщикова, Л. П. Михайлова, А. Ф. Ничков, Л. А. Яговцева, Г. В. Дубоносов, Я. 3. Гринберг и 1О. А. Федотов (71) Заявитель (54) СМАЗКА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ОБРАБОТКИ

МЕТАЛЛОВ ДАВЛЕНИЕМ

Изобретение относится к области технологических смазок и может быть использовано на заводах металлургической промышленности в качестве смазки при холодной обработке металлов давлением, например при холодной прокатке труб.

Для холодной обработки металлов давлением применяется смазка, содержащая в качестве жирнокислотной основы касторовое масло

80 вес. % и в качестве наполнителя окись цинка 20 вес. % . Однако для удаления остатков смазки на основе касторового масла или

ОПСК с поверхности труб после прокатки необходимы специальные растворы, содержащие едкий натрий. Некачественное удаление этих смазок с поверхности металла приводит к браку по межкристаллитной коррозии, т. е. к снижению качества чистоты поверхности.

Известна технологическая смазка, содержащая, в %: в качестве жирнокислотной основы ОПСК продукт переработки касторового масла 80 — 90, в качестве поверхностно-активного вещества препарат ОС-,20 5 —:10 и нафтенокс-10 5 — 10.

За счет повышенной вязкости эта смазка и смазка на основе касторового масла обладают недостаточной смазочной способностью при прокатке нержавеющих труб, поэтому не обеспечивают высокого качества поверхности обрабатываемого металла и стойкости инструмента.

Целью изобретения является создание смазочной композиции, обладающей более эффек5 тивными смазочными свойствами и способностью к полному удалению с поверхности прокатанного металла в горячей воде илп в щслочных растворах, что повышает качество обрабатываемой поверхности, 10

Для достижения указанной цели предлагается в смазку, содержащую пеионогенное поверхностно-активное вещество, вводить хлорпрованный парафин, ингибитор коррозии, окись

15 цинка и в качестве неионогенного поверхностно-активного вещества полиоксиэтилированный алкилфенол. В качестве ингибитора коррозии может быть использован фосфат аммония или триэтаноламин.

20 Состав смазки,.вес. %:

Хлорированный парафин 35 — 55

Ингибитор коррозии, например фосфат аммония 2 — 3

Окись цинка 15 — 20

Полиоксиэтилированный алкилфенол 30 — 60

Для получения более однородной консистенции смазки в ее состав вместо фосфата аммо30 ния в качестве ингибитора коррозии желатель493501

Предмет изобретения

Составитель E. Пономарева

Техред Е. Подурушииа Корректор М. Лейзермаи

Редактор В. Лысенко

Заказ 138, 15 Изд. М 1995 Тираж 593 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская иаб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 но вводить триэтаноламин в том же колистве.

Введение в смазку хлорированного парафйна улучшает противозадирные- свойства ее.

Поверхностно-активное вещество ОП-10 способствуют снижению коэффициента трения в очаге деформации.

Обладая высокой смазочной способностью, смазка легко удаляется после прокатки с поверхности металла в обычных щелочных растворах, не содержащих дефицитных веществ, а также в горячей .воде за счет отсутствия в составе смазки касторового масла или ОПСК.

Кроме того, по этой же причине исключается брак по межкристаллитной коррозии прокатанного металла.

Смазку готовят простым смешиванием компонентов.

Хлорированный парафин и ОП-10 смешивают при комнатной температуре до получения однородной массы. Затем добавляют фосфат аммония (или триэтаноламин) и окись цинка, смесь снова перемешивают до исчезновения комочков наполнителя.

На станках ХПТР испытан состав смазки, вес. %

ОП-10 40

Хлорированный парафин 40

Триэтаноламин 3

Окись цинка 17

Класс чистоты поверхности при прокатке труб в результате применения известной смазки соответствует V8, предлагаемой \79. При применении известной смазки образуются риски, раковины глубиной 0,02 мм, а предложенной — 0,015 мм, что свидетельствует о более высоких смазочных свойствах последней, обеспечивая при этом более высокое качество обрабатываемой поверхности.

Таким образом в результате производственного испытания предлагаемой смазки, повышается качество поверхности обрабатывае10 мого металла, снижается расход прокатного инструмента на 30%. Смазка легко удаляется с поверхности прокатанного металла в горячей воде и в обычных щелочных растворах, не содержащих едкий натрий. Снижается брак

15 по внутренней поверхности труб с 20 до 5%.

Смазка для холодной обработки металлов

20 давлением с использованием неионогенного поверхностно-активного .вещества, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения качества обрабатываемой поверхности, смазка дополнительно содержит хлорированный пара25 фин, окись цинка, ингибитор коррозии, а в качестве неионогенного поверхностно-активного вещества введен полиоксиэтилированный алкилфенол прн следующем соотношении компонентов, вес. ..

30 Хлорированный парафин 35 — 55

Ингибитор коррозии 2 — 3

Окись цинка 15 — 20

Полиоксиэтилированный алкилфенол 30 — бО