Опора скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

-гахннч

k 6: 4.1гФО П И С А Н И Е (ii) 493567

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14,05.74 (21) 2022782 25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.11.75. Бюллетень № 44

Дата опубликования описания 19.02.76 (51) М. Кл. F 16с 17/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий !

l (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Автор изобретения

А. К. Дьячков (71) Заявитель (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

h, = r — r — 2р„

Ц -т уг

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в высокооборотных механизмах.

Известны опоры скольжения, содержащие втулку с центральной кольцевой канавкой на ее внутренней поверхности, сообщающейся с отверстием для подачи смазки, и цапфу вала, на поверхности которой выполнены кольцевая канавка, расположенная напротив центральной канавки втулки, и расходящиеся от нее винтовые канавки противоположного направления, доходящие до торцов опоры.

Цель изобретения — реализация эффекта действия центробежного поля сил, возникающего в слое смазки, заполняющей винтовые смазочные канавки, и приводящего к повышению несущей способности опоры при обеспечении оптимального температурного режима работы опоры.

Это достигается тем, что винтовые канавки цапфы вала у ее торцов выполнены с глубиной меньшей, чем в центральной несущей зоне, причем переход от одной глубины канавки к другой выполнен ступенчатым.

На фиг. 1 показана предлагаемая опора в поперечном сечении; на фиг. 2 — цапфа вала опоры в поперечном сечении.

Опора содержит втулку 1 с центральной кольцевой канавкой 2, сообщающейся с отверстием 3 подачи смазки. Втулка 1 охватывает цапфу вала 4, на поверхности которой выполнены кольцевая канавка 5, расположенная напротив канавки 2 втулки, и расходящиеся от

5 нее винтовые канавки 6 и 7 противоположного направления, расположенные в центральной несущей зоне опоры и имеющие глубину, обеспечивающую реализацию эффекта действия центробежного поля сил, которая может быть

10 определена по формуле

15 где h> — глубина канаво к 6 и 7; г — радиус цапфы вала; в — угловая скорость вращения вала; д — ускорение силы тяжести; у — удельный вес смазки;

20 Є— давление в несущем слое смазки, устанавливаемое в соответствии с необходимым значением несущей способности опоры.

25 Вблизи торцов подшипника канавки 6 и 7 ступенчато переходят в винтовые канавки

8 и 9 такого же направления, доходящие до торцов опоры и имеющие глубину h> значительно меньшую, чем глубина hi канавок 6 и

З0 7, и определяемую из условия оптимального

493567

Рыг. 1

2 !

Фаг 2

Составитель И. Крылова

Техред Е. Митрофанова

Корректор Н. Аук

Редактор В. Блохина

/ Изд. № 2024 Тираж 869 Подписное

Заказ 146/5

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Ми с р

Минист ов СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр, Сапунова, 2 температурного режима работы опоры по формуле где /и — ДЛИНа КаыаВКИ 8 ИЛИ 9 ПО ВИ41тО ВОИ линии;

1.l — к — коэффициент динамической вязкости смазки;

b — ширина винтовой канавки 8 или 9;

g — ускорение силы тяжести;

Р— давление в несущем слое смазки, Ц устанавливаемое в соответствии с необходимым значением несущей способности опоры;

Ми — величина расхода смазки через каждую винтовую канавку для обеспечения оптимального температурного режима опоры.

Таким образом достигается осуществление обоих требований, обеспечивающих надежность работы подшипника скольжения: вовых обеспечение необходимой несущей способности смазочного слоя и, во-вторых, обеспечение оптимального температурного режима работы опоры. Кроме того наличие смазочного слоя в виде винтовой ленты из смазки, находящейся под высоким давлением, ох5 атывающей всю окружность шейки вала, в

4.

У величивает виброустойчивость вала

Предмет изобретения

Опора скольжения, содержащая втулку с

10 центральной кольцевой канавкой на ее внутренней поверхности, сообщающейся с отверстием для подачи смазки, и цап у вала на поверхности которой выполнены кольцевая канавка, расположенная напротив цетраль15 ной канавки втулки, и расходящиеся от нее винтовые канавки противоположного направления, доходящие до торцов опоры, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью реализации эффекта действия центробежного поля сил, а

20 также обеспечения оптимального температурного режима работы опоры, винтовые канавки цапфы вала у ее торцов выполнены с глубиной меньшей, чем в центральной несущей зоне, причем переход от одной глубины канав25 ки к другой выполнен ступенчатым,