Опора скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
-гахннч
k 6: 4.1гФО П И С А Н И Е (ii) 493567
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14,05.74 (21) 2022782 25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.11.75. Бюллетень № 44
Дата опубликования описания 19.02.76 (51) М. Кл. F 16с 17/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий !
l (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Автор изобретения
А. К. Дьячков (71) Заявитель (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ
h, = r — r — 2р„
Ц -т уг
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в высокооборотных механизмах.
Известны опоры скольжения, содержащие втулку с центральной кольцевой канавкой на ее внутренней поверхности, сообщающейся с отверстием для подачи смазки, и цапфу вала, на поверхности которой выполнены кольцевая канавка, расположенная напротив центральной канавки втулки, и расходящиеся от нее винтовые канавки противоположного направления, доходящие до торцов опоры.
Цель изобретения — реализация эффекта действия центробежного поля сил, возникающего в слое смазки, заполняющей винтовые смазочные канавки, и приводящего к повышению несущей способности опоры при обеспечении оптимального температурного режима работы опоры.
Это достигается тем, что винтовые канавки цапфы вала у ее торцов выполнены с глубиной меньшей, чем в центральной несущей зоне, причем переход от одной глубины канавки к другой выполнен ступенчатым.
На фиг. 1 показана предлагаемая опора в поперечном сечении; на фиг. 2 — цапфа вала опоры в поперечном сечении.
Опора содержит втулку 1 с центральной кольцевой канавкой 2, сообщающейся с отверстием 3 подачи смазки. Втулка 1 охватывает цапфу вала 4, на поверхности которой выполнены кольцевая канавка 5, расположенная напротив канавки 2 втулки, и расходящиеся от
5 нее винтовые канавки 6 и 7 противоположного направления, расположенные в центральной несущей зоне опоры и имеющие глубину, обеспечивающую реализацию эффекта действия центробежного поля сил, которая может быть
10 определена по формуле
15 где h> — глубина канаво к 6 и 7; г — радиус цапфы вала; в — угловая скорость вращения вала; д — ускорение силы тяжести; у — удельный вес смазки;
20 Є— давление в несущем слое смазки, устанавливаемое в соответствии с необходимым значением несущей способности опоры.
25 Вблизи торцов подшипника канавки 6 и 7 ступенчато переходят в винтовые канавки
8 и 9 такого же направления, доходящие до торцов опоры и имеющие глубину h> значительно меньшую, чем глубина hi канавок 6 и
З0 7, и определяемую из условия оптимального
493567
Рыг. 1
2 !
Фаг 2
Составитель И. Крылова
Техред Е. Митрофанова
Корректор Н. Аук
Редактор В. Блохина
/ Изд. № 2024 Тираж 869 Подписное
Заказ 146/5
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Ми с р
Минист ов СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр, Сапунова, 2 температурного режима работы опоры по формуле где /и — ДЛИНа КаыаВКИ 8 ИЛИ 9 ПО ВИ41тО ВОИ линии;
1.l — к — коэффициент динамической вязкости смазки;
b — ширина винтовой канавки 8 или 9;
g — ускорение силы тяжести;
Р— давление в несущем слое смазки, Ц устанавливаемое в соответствии с необходимым значением несущей способности опоры;
Ми — величина расхода смазки через каждую винтовую канавку для обеспечения оптимального температурного режима опоры.
Таким образом достигается осуществление обоих требований, обеспечивающих надежность работы подшипника скольжения: вовых обеспечение необходимой несущей способности смазочного слоя и, во-вторых, обеспечение оптимального температурного режима работы опоры. Кроме того наличие смазочного слоя в виде винтовой ленты из смазки, находящейся под высоким давлением, ох5 атывающей всю окружность шейки вала, в
4.
У величивает виброустойчивость вала
Предмет изобретения
Опора скольжения, содержащая втулку с
10 центральной кольцевой канавкой на ее внутренней поверхности, сообщающейся с отверстием для подачи смазки, и цап у вала на поверхности которой выполнены кольцевая канавка, расположенная напротив цетраль15 ной канавки втулки, и расходящиеся от нее винтовые канавки противоположного направления, доходящие до торцов опоры, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью реализации эффекта действия центробежного поля сил, а
20 также обеспечения оптимального температурного режима работы опоры, винтовые канавки цапфы вала у ее торцов выполнены с глубиной меньшей, чем в центральной несущей зоне, причем переход от одной глубины канав25 ки к другой выполнен ступенчатым,