Способ определения содержания смол в нефтяных продуктах
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 42I., 3
¹ 49450
АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ способа определения содержания смол в нефтяных продуктах.
К авторскому свидетельству Р. C. Миндлина, заявленному 26 мзрга
1935 года (спр. о перв. № 16б113).
О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 а-вгуста 1936 года.
Широкое применение крэкинг-бензина для автомобильных и тому подобное двигателей имеет своим недостатком большое содержание непредельных углеводородов, так как последние под влиянием кислорода воздуха, температуры, света, металлов и т. д. окисляются, полимеризуются и уплотняются, давая в результате смолы. При работе двигателя эти смолы откладываются в карбюраторной системе (на фильтрах, жиклерах, бензопроводах) и в камере сгорания (на клапанах, цилиндрах, поршнях, свечах, головке блока), входя в состав нагара. Результатом этого являегся нарушение нормального питания двигателя, падение его мощности, нарушение детонации и т. д. При длительном же хранении крэкинг-бензины нестабильны, и в них постепенно увеличивается количество фактически растворимых смол.
Существующие методы оценки нефтяных продуктов на содержание смол основаны на выпаривании 50, 25 сма, продукта на кипящей водяной бане под струей воздуха и дальнейшей сушке при
105О цо постоянного веса. При этом количество смол принято выражать в миллиграммах на 100 сма топлива. При хранении же для суждения об изменяемости качеств бензина по смолообразованию применяется метод периодического контроля- образовавшихся смол.
Вышеуказанный метод определения смол при приемке и при. хранении в виду длительности и сравнительной сложности доступен только крупнейшим заводским лабораториям и научно-исследовательским институтам. Промежуточные же пункты приемки бензина (склады нефтеторгов, перевалочные пункты, NTC, Совхозы, точки йвторемснаба, Союзтранса и др.) не имеют возможности произвести контроля при приемке -и вынуждены верить заводской норме на смолы согласно стандарту автомобильных крэкинг-бензинов. На местах же потребления и внутри транспортирования норма эта почти всегда преувеличена, что ведет к арбитражным разбирательствамм.
Производящие и снабжающие организации весьма часто злоупотребляют тем, что на местах нет возможности быстро определить стандартность бензина по содержанию в нем смол.
Предлагаемый способ определения смол нефтяных продуктов, например, бензинов, преследует цель — дать любому потребителю возможность оценить качество принимаемого продукта в любое в ремя и в любом месте приемки, Способ предназначен для определения весового количества смол в бензине в мкl100 сма, для определения типа топлива (бензин прямой гонки, лигроин, керосин, крэкинг-бензин), качества очистки продукта, для контроля смолообразования при хранении и на основании этого дать оценку годности горючего, принимаемого для непосредственного употребления в автомобильных, авион т. и. двигателях.
Предлагаемый способ может быть применен в гаражах, автобазах, бензоскладах, автозаправочных станциях, контрольных лабораториях мест производства и приемки и для ориентировочных определений в исследовательских лабораториях.
Предлагаемый способ определения содержания смол в нефтяных продуктах заключается в том, что испытуемую пробу продукта помещают на часовое стекло, сжигают и по остатку на стекле (размеру и густоте окраски пятна смол) судят о количественном содержании смол, качестве продукта и типе горючегс (бензин прямой гонки, крэкинг-бензин, керосин, лигроин).
Детально предлагаемый способ заключается в следующем. В сухой и чистый цилиндрик через воронку с фильтром отфильтровывают несколько кубических сантиметров топлива, которым и прополаскивают цилиндрик. После этого отфильтровывают еще 25 ся топлива.
При фильтровании следует наливать столько топлива, чтобы его уровень был ниже края фильтра на 0,5 — 1 сл.
Два чистых и сухих часовых стекла,, сложенных вместе, проверяют на диаметр и кривизну, для чего их продевают в прорезь шаблона наполовину (до диаметра).
Сложенные вместе стекла должны свободно пройти в прорезь по длине и по ширине на 2мм.
Очистка стекол от смолистого остатка производится авио-автобензином, денату ратом, коллодием, хлороформом, бензолом; ацетоном, причем остаток смол растирается спичкой, ватой.
Чистую и сухую бюретку укрепляют в лапке штатива так; чтобы 1) кран бюретки пришелся с правой стороны работающего, 2) чтобы лапка охватывала " бюретку в" середине,:3) чтобы бюретка была укреплена вертикально (отвесно) к етолу.
В бюретку (через воронку) из цилиндра наливают несколько кубических сантиметров топлива. Сливают топливо до черточки целого кубического сантиметра (по нижнему мениску).
На штатив укрепляют кольцо так, чтобы оно было на 2 — 3 см ниже кончика бюретки и чтобы кончик последней был в центре кольца.
На кольцо кладут чистое сухое стекло в горизонтальное и центральное положение. Это определяется тем, что край стекла по всей окружности отстоит приблизительно на равном расстоянии от окружности кольца. Открыв краник, вливают 1 с яз топлива и закрывают краник.
Ослабив держатель, лапку с бюреткой укрепляют в противоположную от стекла сторону. Проверяют правильность положения стекла; поверхность бензина должна находиться в центре стекла и на равном расстоянии от краев стекла, Если же этого нет, то визируют стекло (осторожным продвижением) в нужное правильное положение, но так, чтобы не перелить бензин через край стекла.
Проведение испытания заключается в аккуратном сожжении налитого на стекло 1 см топлива. Необходимым для этого условием является спокойствие окружающего воздуха во время горения (1 — 2 минуты). Не должно быть в это время движения дверей, движения людей близко к месту определения, не должно быть разговора или кашляния самого работающего. Лучше если последний отодвинется на 1 л от стекла.
Когда все проверено, подносят спичку к краю стекла, от чего бензин моментально загорается (спичку быстро убирают) и горит сперва пламенем неопределенного контура, которое затем переходит в правильный и стройный конус.
Когда огонь потух (бензин выгорел), снимают с кольца стекло, обтирают его снаружи ватой и проверяют качество проведенного испытания. Если оно проведено правильно (стекло лежало горизонтально, бензин был в центре стекла, -движения . воздуха не было), тогда остаток смол на стекле имеет вид круга или почти круга или кольца. При неправильном проведении (наклон стекла, колебание воздуха) круг или кольцо имеет вытянутую:форму, извилистую с языками. При сильно выраженной такой форме смол испытание приходится браковать. Также следует браковать, если в самом начале бензин загорелся снаружи стекла (бензин пролит через край стекла), Сделав два испытания (когда величина круга или кольца и окраски их близки), приступают к определению количества смол и топлива.
Каждое стекло сравнивают последовательно со стеклами эталонной шкалы (или фотографиями альбома) и находят то стекло (фотографию), которое наиболее близко по величине круга (кольца) и густоте окраски подходит к испытуемому. Записывают соответствующее подобранному стеклу (фотографии) количество смол. Если же близкого сходства не наблюдается, то на глаз оценивают количество смол, беря среднее значение между рядом расположенными стеклами. То же делают и со вторым испытуемым стеклом.
За окончательный результат берется среднее арифметическое из значений двух испытуемых стекол.
Это среднее значение смол близко соответствует количеству мг/100 сма смол, которое растворено в бензине и которое определяется по стандартной методике выпариванием в стеклянной чашке под струей воздуха. Из изложенного ясно, что для осуществления способа требуется следующая аппаратура:
1) эталонная шкала стекол с рисунком смол от сжигания 1 сма топлива> или альбом фотографий стекол эталонной шкалы;
2) запас часовых стекол диам.
55 — 60 мм и кривизной 4 — 5 мм;
3) шаблон для определения диаметра и кривизны стекол;
4) цилиндр со стеклянной пробкой;
5) стеклянная воронка диаметра
30 — 50 мм; б) бюретка с краном на 10 см с делениями в 0,1 см, 7) штатив (разборный), лапка, держатель, кольцо железное лабораторного типа;
8) фильтры бумажные 80 — 90 мм диаметром;
9) авиа-автобензин (денатурат, хлороформ, аптечный коллодий, вата);
10) ящик (футляр) для всех деталей.
Предмет изобретения.
1. Способ определения содержания смол в нефтяных продуктах, отличающийся тем, что пробу исследуемого продукта сжигают на часовом стекле и по остатку на стекле (его размеру, густоте, окраске и т. д.) судят о количественном содержании, смол в исследуемом продукте.
2. П рием вы полнения способа по и. 1, отличающийся тем, что остаток ха стекле исследуемой пробы сравнивают с набором эталонных остатков на часовых стеклах.
Тип. „Печатный Труд . Зак, 5466--400