Погружной центробежный насос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(11) 494536 доюэ Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 11.03.74 (21) 2004810/24-6 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.12.75. Бюллетень № 45 (Дата опубликования описания 26.02.76 (51) М. Кл. Г 04d 1/08

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам иэобретеиий и открытий (53) УДК 621,671(088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

О. Г. Гафуров, И. Г. Хангильдин и Л. С. Каплан

Башкирский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (54) ПОГРУЖНОЙ ЦЕНТРОБЕ)КНЫЙ НАСОС

Изобретение относится к откачке многофазных смесей, например, из нефтяных скважин погружными центробежными насосами.

Известны погружные центробежные насосы, содержащие по крайней мере одно рабочее колесо, установленное на валу для совместного вращения, и роторный диспергатор, приводимый от того же вала, предназначенный для повышения дисперсности фазы, например, при откачке газо-жидкостных смесей из нефтяных скважин.

Однако диспергатор не всегда бывает нужен.

Цель изобретения — повышение к. п. д. насоса.

Указанная цель достигается тем, что погруж ной центробежный насос снабжен устройством для автоматического отключения ротора диспергатора от вала при повышении давления на выходе из рабочего колеса. Рабочее колесо установлено на валу с возможностью осевого перемещения и подпружинено в направлении потока, а на противоположных торцах рабочего колеса и ротора диспергатора, установленного с возможностью поворота на валу и расположенного за рабочим колесом в направлении потока, выполнены элементы зубчатой муфты.

На чертеже представлен погружной многоступенчатый центробе>кный НВсОс.

На валу 1 насоса у его приема расположены рабочсс колесо 2, диспергатор с ротором

3, напорные ступени 4. Рабочее колесо установлено на валу с возможностью осевого перемещения и подпру>кинено в направлении потока пружиной 5 об основание 6. На противоположных торцах рабочего колеса и ротора диспергатора, установленного с возможностью поворота на валу и расположенного за

10 рабочим колесом в направлении потока, выполнены элементы зубчатой муфты 7. Ротор диспергатора установлен внутри статора 8 диспергатора.

15 Насос работает следующим образом.

При откачке газо-жидкостной смеси пли сильно структурированной эмульсии, когда давления пет совсем пли оно незначительно, рабочее колесо под действием пружины пере20 мещается вверх по валу до зацепления с ротором диспергатора. Диспергатор начинает работать, дробя пузырьки газа, или разрушая структуру эмульсии. Так обеспечивается эффективная работа напорных ступеней насоса.

25 Когда рабочее колесо развивает достаточный напор н напорные ступени могут эффективно работать без помоши диспергатора, рабочее колесо отжнмается под действием перепада давления вниз и выходит из зацепления

30 с ротором диспергатора. Диспергатор переста494536

Составитель Э. Гинзбург

Техред T. Курилко

Редактор Н. Вирко

1(орректор А. Дзесова

Заказ 197/13 Изд. М 133 Тираж 740 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ет работать. Таким образом, энергия не тратится ц к. и. д. насоса повышается.

Управляющим параметром для автоматического отключения диспергатора служит перепад давления на выкиде и приеме колеса, образующийся в зависимости от условий работы насоса в скважине.

Предмет изобретения

Погружной центробежный насос, содержащий по крайней мере одно рабочее колесо, установленное на валу для совместного вращения, и роторный диспергатор, приводимый от того же вала, отличающийся тем, что, с целью повышения к. и. д. насоса, ротор диспергатора установлен на валу свободно и размещено по направлению потока за ра5 бочим колесом, причем последнее установлено на валу с возможностью осевого перемещения и подпружинено в направлении потока, а на противостоящих торцах рабочего колеса и ротора диспергатора выполнены эле10 менты зубчатой муфты для отключения последнего от вала при повышении давления на выходе из рабочего колеса.