Прибор для определения силы трения скольжения между шиной транспортного средства и поверхностью дорожного покрытия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИС
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соыиалистических
Реслуалик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.07.72 (21) 1813746/25-28 с присоединением заявки № (23) Приорите г
Опубликовано 05.12.75. Бюллетень ¹ 45
Дата опубликования описания 16.03.76 (51) М, Кл. G Oln 19/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам иэооретеннй и открытий (53) УДК 624 131 388 .2.002,56 (088.8) (72) Автор изобретения (71) Заявитель
В. В. Алексеев
Саратовский филиал Государственного дорожного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института (54) ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ ТРЕНИЯ
СКОЛЬЖЕНИЯ МЕЖДУ ШИНОЙ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА И ПОВЕРХНОСТЪЮ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для определения силы трения скольжения.
Известен прибор для определения силы трения скольжения между шиной транспортного средства и поверхностью дорожного покрытия, содержащий устанавливаемую на поверхности дорожного покрытия станину, вертикально установленный в станине вал с закрепленной на нем перпендикулярно его оси штангой, привод для разгона вала, динамометр для измерения силы трения с записывающим устройством, укрепленный на свободном конце штанги, держатель образца материала шины, механизм нагружения образца, связанный с держателем, и приспособление для блокировки механизма нагружения в процессе разгона.
Недостатком известного прибора является невысокая точность измерений силы трения, что связано с закреплением механизма нагружения на штанге, в результате которого при измерении силы трения происходит изменение величины нормальной нагрузки, поджимающей испытуемый образец к поверхности дорожного покрытия.
Цель изобретения — повышение точности измерений.
Это достигается тем, что предлагаемый прибор снабжен корпусом, скрепленным с динамометром и установленным с возможностью перемещения в плоскости вращения штанги в направлении, перпендикулярном радиусу установки образца, направляющими
5 для перемещения корпуса, жестко скрепленными со штангой, а держатель и механизм нагружения образца смонтированы в указа ином корпусе.
При этом механизм нагружения может быть выполнен в виде цилиндрической пружины, прибор может быть снабжен дополнительным приспособлением для блокировки динамометра в процессе разгона, свободный конец штанги .может быть выполнен в виде вилки, а направляющие — в виде роликов, установленных на концах вилки.
На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор, общий вид; на фиг. 2 — измерительнонагрузочное устройство, вид с торца штанги; на фиг. 3 — то же, с разрезом но оси держателя образца; на фиг. 4 — измерительнонагрузочное устройство, вид сверху; на фиг.
5 — то же, вид сбоку (причем корпус и штанга не показаны).
Прибор состоит из станины 1 с опорами 2 для установки на поверхности дорожного покрытия, вертикально установленного в станине 1 с помощью опорного узла 3 вала 4 с закрепленной на нем перпендикулярно его
30 оси штангой 5, привода для разгона вала 4, 494666
3 включающего в себя жестко скрепленный с валом 4 треугольник 6, пружины 7, скрепленные с вершинами треугольника 6 и со станиной 1, фиксатора 8 для закрепления привода во взведенном состоянии перед началом процесса разгона и измерительно-нагрузочного устройства 9, размещенного на свободном конце штанги 5.
Свободный конец штанги 5 выполнен в виде вилки, образованной пластиной 10 и перпендикулярными ей выступами 11.
Измерительно-нагрузочное устройство 9 включает в себя динамометр для измерения силы трения, выполненный в виде пружины
12, скрепленной с опорным выступом 13 на пластине 10, корпус 14 со смонтированными в нем механизмом нагружения в виде цилиндрической пружины 15 и держателем 16 образца 17 материала шины и записывающее устройство.
Корпус 14 установлен на направляющих в виде закрепленных на торцах выступов 11 роликов 18 для осуществления его перемещения относительно штанги 5 в плоскости ее вращения перпендикулярно радиусу 19 установки образца 17 и скреплен с подвижным относительно штанги 5 концом пружины 12 при помощи опорной пластины 20, с которой через тягу 21 шарнирно соединен держатель
16 образца 17. Цилиндрическая пружина 15 механизма нагружения одним концом взаимодействует с держателем 16 образца 17, а другим опирается на пяту 22, установленную в корпусе 14 с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном плоскости вращения штанги 5, при помощи ввернутых в пяту регулировочных винтов 23, закрепленных в корпусе 14 с возможностью вращения без перемещения. Положение пяты 22 при перемещении фиксируется по шкале 24 на корпусе 14. Держатель 16 образца 17 соединен шарнирно с тягой 25, пропущенной внутри пружины 15, через пяту 22 и центрирующее тягу 25 отверстие в стенке корпуса 14.
Выступающий из корпуса конец 26 тяги 25 выполнен с возможностью скрепления с приспособлением для блокировки механизма нагружения и динамометра в процессе разгона, выполненными, например, в виде укрепленной на пластине 10 с возможностью поворота в плоскости, параллельной плоскости вращения штанги 5, собачки 27, взаимодействующей с проточкой на конце 26 тяги 25. В тяге
25 выполнен продольный паз 28, сквозь который пропущен скрепленный с корпусом болт 29 для ограничения перемещений тяги
25 с держателем 16 образца 17.
Записывающее устройство состоит из опорного столика 30 для размещения закрепляемой на нем пружинами бумаги, укрепленного на пластине 10 с возможностью поворота, а в плоскости, параллельной плоскости вращения штанги 5, пружины 31, закрепленной на пластине 10 и взаимодействующей со столиком 30 для возвращения его в исходное
4 положение при повороте, и карандаша 32, укрепленного в кронштейне 33 корпуса 14 с возможностью перемещения под действием пружины 34 в направлении бумаги перпендикулярно ее поверхности.
Для предотвращения отделения нагрузочноизмерительного устройства 9 от штанги 5 в период транспортировки прибора и подготовки его к работе предусмотрена скрепленная с пластиной 10 поддерживающая корпус 14 опора 35.
Прибор работает следующим образом, После подготовки прибора, заключающейся в установке путем регулировки положения пяты 22 заданной нагрузки пружины 15, в предварительном сжатии вручную пружины
15, в блокировке ее и корпуса 14, а следовательно пружины 12, от перемещений относительно штанги 5 с помощью собачки 27, взаимодействующей с проточкой на конце 26 тяги 25, в растяжении пружин 7 привода для разгона путем поворота вала 4 с треугольником 6 и штангой 5 вручную до срабатывания бумаги на столике 30, в установке прибора на поверхности дорожного покрытия и в фиксации его от перемещений по дорожному покрытию, осуществляемой за счет веса оператора, встающего при этом на опорные площадки станины 1 (на чертежах не показаны), оператор нажимает спусковую кнопку фиксатора 8. Под действием крутящего момента, вызываемого растянутыми пружинами 7, треугольник 6 с валом 4 и штанга 5 с нагрузочно-измерительным устройством 9 начинают разгоняться, поворачиваясь относительно станины 1.
При этом механизм нагружения и динамометр для измерения силы трения неподвижны относительно штанги 5. После достижения нагрузочно-измерительным устройством
9 заданной скорости при повороте вала 4 со штангой 5 на 90 относительно исходного положения, специальный упор на станине 1 (на чертежах не показан) поворачивает собачку 27 и освобождает тягу 25. Пружина 15, воздействуя на держатель 16, поджимает испытуемый образец 17 к поверхности дорожного покрытия с заданным усилием, определяемым положением пяты 22 относительно корпуса 14, которое фиксируется на шкале
24, предварительно проградуированной в единицах нагрузки. В результате взаимодействия образца 17 с поверхностью дорожного покрытия возникает сила торможения, пропорциональная силе трения, действующая через держатель 16 образца 17, тягу 21, опорную пластину 20 и корпус 14 на пружину 12 динамометра, которая сжимается пропорционально величине силы трения. При этом корпус 14 с кронштейном 33 перемещается относительно штанги 5 и столика 30 записывающего устройства, а карандаш скользит по бумаге, вычерчивая диаграмму изменения силы трения в процессе работы прибора.
494666
Поскольку под действием центробежной силы столик 30 с бумагой, удерживаемый от поворота пружиной 31, поворачивается на угол, пропорциональный скорости скольжения образца 17, а последняя постепенно уменьшается вследствие торможения, то на бумаге в течение одного испытания получается график изменения силы трения в зависимости от скорости скольжения в пределах ее изменения от максимальной до нуля. После остановки вала 4 бумага снимается со столика 30 и описанный цикл подготовки прибора и проведение испытаний повторяется.
Расшифровка полученных диаграмм в единицах скорости скольжения и силы трения производится при помощи градуировки соответствующих измерительных устройств.
Предмет изобретения
1. Прибор для определения силы трения скольжения между шиной транспортного средства и поверхностью дорожного покрытия, содержащий устанавливаемую на поверхности дорожного покрытия станину, вертикально установленный в станине вал с закрепленной на нем перпендикулярно его оси штангой, привод для разгона вала, динамометр для измерения силы трения с запись1вающим устройством, укрепленный на свободном конце штанги, держатель образца материала шины, механизм нагружения образца, связанный с держателем, и приспособление для блокировки механизма нагружения в процессе разгона, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений, он снабжен корпусом, скрепленным с динамометром и установленным с возможностью перемещения в плоскости вращения штанги в направлении, перпендикулярном радиусу установки образца, и направляющими для перемещения корпуса, жестко скрепленными со штангой, а держатель и механизм нагружения образца смонтированы в корпусе.
2. Прибор по п. 1, отлич ающи йс я тем, что механизм нагружения выполнен в виде цилиндрической пружины.
3. Прибор по пп, 1 и 2, отличающийс я тем, что он снабжен дополнительным приспособлением для блокировки динамометра в процессе разгона.
4. Прибор по пп. 1 — 3, отличающийся тем, что свободный конец штанги выполнен в виде вилки, а направляющие — в виде роликов, установленных на концах вилки.
494666
Фиг Ф
Корректор И. Позняковская
Редактор И. Бродская
Заказ 204/11 Изд. № 139 Тираж 902 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
6 1/7
Фиг..У
Составитель Г. Кукин
Техред М. Семенов
Ю 9
ФатХ