Устройство для частотного запуска турбогенераторной установки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (.1) 494836
ИЗОБР ЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фею Йаееим
ВОЯМЯиэтмщмм
Рвспуйик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 347869 (22) Заявлено 06.04.73 (21) 1901621/24-7 с присоединением заявки № (51) М. Кл. Н 02р 1/30
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.2 (088.8) Опубликовано 05.12.75. Бюллетень if 45
Дата опуоликования описания 03.03.76 (72) Авторы изобретения
Г. И. Важов, А, А. Липатов и В. В. Туриков 7«Б
Д " «5 (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЧАСТОТНОГО ЗАПУСКА
ТУРБОГЕНЕРАТОРНОЙ УСТАНОВКИ
ГосУдаРствениый комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к области электротехники, в частности к устройствам, обеспечи вающим частотный запуск синхронной электрической машины в турбогенераторной системе.
По основному авт св. Хо 347869 известно устройство для частотного запуска синхронной машины, подключенной к источнику питания через статический преобразователь тока, работа которого заключается в управлении статическим преобразователем сигналами от датчика положения бесконтактного синхронного микродвигателя. При этом частота сигналов пропорциональна скорости вращения этого микродвигателя.
Недостатком такого устройства является наличие инерционного звена в виде бесконтактного синхронного микрод вигателя, которое уменьшает устойчивость устройства при импульсной нагрузке на валу синхронной машины, так как бесконтактный микродвигатель имеет электромеханическую постоянную времени и не может мгновенно увеличить или уменьшить свои обороты.
Цель изобретения — повысить устойчивость в зоне действия импульсных нагрузок.
Это достигается тем, что в зоне действия импульсных нагрузок управление статическим преобразователем осуществляется сигналами в функции мгновенной скорости син- хронной машины.
Предлагаемое устройство дает возможность исключить инерционное звено из управления
5 статическим преобразователем в момент подключения импульсной нагрузки и тем самым увеличить перегрузочный момент и устойчивость системы за счет того, что в него введен блок синхронизации, вход которого
10 подключен к фазным обмоткам синхронной машины, а выход — к статическому преобразователю.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, где приняты следующие обозначения:
15 1 — статический преобразователь тока;
2 — датчик положения ротора;
3 — бесконтактный синхронный микродвигатель;
4 — синхронная машина;
20 5 — 8 — нормально замкнутые, контакты (реле);
9 — реле;
10 — блок синхронизации.
Устройство работает следующим образом.
25 При подключении статического преобразователя 1 к источнику напряжения постоянного или переменного тока происходит его синхронизация сигналами от датчика положения 2, частота которых пропорциональна
30 скорости вала бесконтактного синхронного
494836 микродвигателя 3. При достижении синхронной машиной заданных оборотов (например
0,1 пном), происходит Отключение бесконтактного синхронного микродвигателя 3 от статического преобразователя 1 нормально замкнутыми контактами 5 — 8 реле 9, которое управляется сигналом в функции скорости синхронной машины 4. После этого дальнейшая синхронизация происходит за счет блока синхронизации 10 любой известной конструкции, преобразующего мгновенное значение скорости вала синхронной машины 4 в сигналы управления статическим преобразователем.
При этом происходит увеличение:1астоты и дальнейший разгон с iHxpOFIIIOFI машины 4, т. е. частотный сппхроннь1.: запуск. Злектро .1агнитный момент сии pu шой машины 4 должен превышать максимальный момент сопротивления, прикладываемый к валу. Таким Образом, когда к Валу машины прило?кен 1 мпульс1! В1и момент, сиllх1?011!13 ация преобр азОВ11теля осуществляется в функции мгнове Н1ого значе1гия скорости синхронной машины.
В известном устройстве с увеличением нагрузки на валу происходит увеличение рабочего угла 0 синхронной машины, работающей от сети с меняющейся частотой. Причем ча тота сети и нагрузка не связаны никакимп зависимостями, В прсдложснном устройстве частота и нагрузка связаны: с увеличением нагрузки снижается частота, возрастает ток якоря, т. е. увеличивается синх;?онизирующий электромагнитный момент.
На фиг. 2 представлена принципиальна1 схема возмо?кного варианта выполнения блока синхронизации, где: 11 — 13 — импульсные трансформаторы; 4 — синхронная машина;
14 — 16 — первичные обмотки трансформаторов; 17 — 22 — выходные обмотки трансформатора; 23 — 25 — балластные сопротивления.
Импульсные трансформаторы 11 — 13 подсоединены параллельно линейным напряжениям синхронной машины 4. При разгоне синхронной машины в ее фазах наводится э. д. с,, которая прикладывается к входным обмоткам
14 — 16 импульсных трансформаторов и на выходных обмотках 17 — 22 импульсных трансформаторов .появляются импульсы,,которыми управляется статический преобразователь.
Импульсные трансформаторы рассчитаны так, чтобы получить импульсы при переходе э. д.с. синхронной машины через нуль. Балластные сопротивления 23 — 25 ограничивают ток, потребляемый импульсными трансформаторами.
20 Предлагаемое устройство может применяться для запуска стартер-генератора переменного тока, частотного запуска синхронных двигателей.
Предмет изобретения
Устройство для частотного запуска турбогенераторной установки .по авт. св. ¹ 347869, 30 отличающееся тем, что, с целью повышения устОЙ 1ивости В зоне дейстВия импульсных нагрузок, введен блок синхронизации, вход которого подключен к фазным обмоткам синхронной машины, а выход — к статическому
35 преобразователю.