Учебное пособие для обучения счету
Иллюстрации
Показать всеРеферат
М 495иу
Каасс 42п, 4
ЧЬ, АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО КА ИЗОБРЕТЕКИЕ
ОПИСЙНИЕ учебного пособия для обучения счету.
К авторскому свидетельству H. E. Филиппова, заявленному
2 июля 1935 года (спр. о перв. № 172185).
О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1936 года.
Известны учебные пособия для обучения счету с применением шариков, передвигающихся в силу тяжести и собирающихся в отделениях, в которых они подсчитываются. В предлагаемом учебном пособии, с целью придания ему большей занимательности, для образования ходов служат пустотелые шары, уложенные в виде вертикальной плоской стенки треугольного очертания и снабженные отверстиями в местах соприкасания между собою. Таким образом шарик, опущенный в верхний шар, проходит сверху вниз через ряд шаров и попадает в одно из отделений, устроенных в нижней части. Шарики, собирающиеся в нижних отделениях, подсчитываются при помощи выдвижных счетов, которыми снабжено устройство.
На чертеже фиг. 1 изображает вид пособия спереди; фиг. 2 †дета пустотелого шара; фиг. 3 — выдвижные счеты; фиг.4 — деталь соединения шаров; фиг.5— схему, поясняющую ходы шариков.
Предлагаемое учебное пособие состоит из продолговатого ящика а, разделенного перегородками на ряд отделений, из которых отделения .б (ф и г. 1) снабжены отверстиями 7, 2, 3 4, 5 для выхода шарика М и спусковыми досками 12, 72 (фиг. 2). Отделения в предназначены для помещения разноцветных электрических лампочек.
На ящике установлены, помощью ячейкового крепления с (фиг. 1) полые шары г (на чертеже их показано пятнадцать) в виде вертикальной стенки треугольного очертания, охватываемой с трех сторон зеркальной жестью д.
Верхний шар 1 имеет в своей верх-. ней части два отверстия х, х для впуска шариков и внизу выходное отверстие к (фиг. 5). Последующие шары г имеют отверстия в точках соприкосновения шаров между собою для прохода шарика М.
Таким образом шары 2, 3, 4, б, 7, 10, 11, 15 имеют по два отверстия: одно вверху и другое внизу. Что же касается средних шаров, как, например 5, 8 и т. д., то у них имеются по два отверстия I, П (фиг. 5) вверху и отверстие Ш вЂ” внизу.
В стыках шаров г, в местах расположения пусковых отверстий Н (фиг. 4), находится стрелка для уравновешивания шарика М. Попадая на стрелку, шарик
М скатывается в отверстие того или иного из последующих шаров г. Внизу ящика а между ножками помещаются выдвижные счеты О, О, Оа, О, О (фиг. 3) и отделение т для приема шариков М.
Лучи света от цветных электрических лампочек Л отражаются в зеркальной жести д и собираются в фокусах стеклянных шаров г. Шарик М, изготовляемый из хорошо отражающего свет материала, будучи опущен в шар 1, быстро проходит, сверкая, через последующие шары г, попадая в одно из отделений б, и по спусковым доскам а и (фиг. 2) помощью набитых гвоздей направляется в одно из выходных отверстий 1, 2, 3, 4, 5. Зеркала и лампочки не являются обязательными и могут отсутствовать.
В целях соревнования пособием могут пользоваться несколько человек, причем лучшим считается тот, кто будет иметь ббльшее число очков. Последние помечень| на шарах г цифрами 1...15.
Подсчет ведется следующим образом.
Цифры на шарах z, через которые прошел данный шарик М, складываются, полученная сумма умножается на цифру, обозначающую номер отделения б(фиг. 1), в которое попал в конце своего движения шарик М и затем делится на цифру (номер) выходного отвеРстия. Например, при двух участниках (могут быть две бригады) один берет себе счеты О, О (фиг. 3), а другой — счеты О, О . Средние счеты О являются счетами отличника-ударника. Счеты О, имеющие три прутка по 10 костяшек распределяются таким путем: крайние прутки— ударника, а средний — отличника. Прутки ударника может занять соответственно каждый из соревнующихся, пруток же отличника занимает лишь тот, кто первый положит десять костяшек, для чего необходимо предварительно выполнить следующие манипуляции. При прохождении шарика N по шарам г всеми участниками быстро производится сложение, умножение и затем деление.
Например, если шарик М первого участника при прохождении через шары
1, 3, 5, 9, 12 попал в. отделение П и вышел в отверстие П1, то получится сумма очков 30, умножается на 2 и делится— на 3. Полученные в результате подсчета
20 очков кладутся на счеты О . Если второй участник таким же путем получил 25 очков, то производят вычитание и полученную разность 25 — 20 =5 в десятикратном размере (т. е. 50) кладут на счеты О, а первому участнику скидывают со счетов О двадцать очков и на штрафные счеты О записывают 50 очков и т. д, По получении предварительно обусловленной цифры очков, например, 100, первый достигший этой цифры участник соревнования кладет одну костяшку на соответствующем „крайнем прутке на счетах Оз и считается ударником. В дальнейшем, когда другой участник также станет ударником, то copesнование идет уже на отличника. Последним считается тот, кто первым положит
10 костяшек на счетах О .
Предмет изобретения.
Учебное пособие для обучения счету с применением шариков, передвигающихся в силу тяжести и собирающихся в отделениях для подсчета, отличающееся тем, что, с целью образования ходов для передвижения шариков М, применены полые шары г, уложенные в виде вертикальной плоской стенки треугольного очертания с отверстиями в точках соприкосновения шаров между собою для прохода шариков М.
Б авторскому свидетельству Н. Е. Филиппова № 495)0
Фиг|
0" 0z РЯ Р! г, Тип. „Печатный Труд". Зак. 5694 — 400