Устройство для крепления стержней обмотки в пазу сердечника электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (ii) 495743

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик; (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.05.72 (21) 1780003, 24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.12.75. Бюллетень № 46

Дата опубликования описания 15.03.76 (51) М. Кл. Н 02k 3/48

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.313.322-81 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения

Н. С. Л аврушина, Ю. Л. П реснов и М. 3. Циркин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ СТЕРЖНЕЙ ОБМОТКИ

В ПАЗУ СЕРДЕЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Известное устройство для крепления стержней обмотки в пазу сердечника электрической машины, выполненное в виде упругой волнистой прокладки, изготовленной из стеклотекстолита и размещенной между стержнями и 5 железом сердечника, имеет невысокую износоустойчивость. Износ прокладок в процессе эксплуатации машины может привести к ослаблению уплотнения обмотки в пазу, увеличению вибраций и разрушению изоляции. 10

В предлагаемом устройстве для повышения надежности указанная прокладка со стороны, обращенной к железу сердечника, снабжена слоем стойкого к истиранию материала, например капроновой ткани, причем толщина 15 этого слоя составляет не более 20% общей олщины прокладки.

На фиг. 1 показан продольный разрез упру. ой волнистой прокладки; на фиг. 2 — график испытаний материалов на основе стеклоткани 20 и капроновой ткани на износ.

Упругая волнистая прокладка состоит из необходимого количества слоев пропитанных листовых материалов, причем часть ее сечения 1 состоит из листов капроновой ткани 2, 25 обладающей высокой износостойкостью, а другая часть 3 — из стеклоткани, придающей прокладке высокую механическую прочность и упругость.

Для пропитки листовых материалов (капро- 30 новой ткани и стеклоткани) применяется одно и то же термореактивное связующее, что обеспечивает прочное соединение всех слоев прокладки между собой, ее монолитность и прочность, и, следовательно, высокую работоспособность в процессе эксплуатации.

В качестве пзносостойкого материала могут быть использованы асбестовые ткани и бумага, капроновая ткань и др. При этом они должны занимать небольшую часть, не более 20% толщины прокладки, так как, повышая ее износостойкость, снижают ее механическую прочность и упругость. Поэтому при небольших толщинах прокладки износостойкий материал применяется только с одной ее стороны, а именно, обращенной к железу сердечника.

Испытание сохранения упругости (высоты волны) указанной двухслойной волнистой прокладки показало, что после выдержки ее в распрямленном состоянии при t=100 Ñ в течение 24 час высота волны уменьшается на

40%, но остается вполне достаточной для создания упругого усилия на обмотку и контакта между обмоткой и пазом. Для стеклотекстол ITOBblx прокладок высота волны при этих условиях уменьшается»а 30%. В то же время сравнительные испытания на износ, результаты которых приведены на фиг. 2, показали, что полупроводящпй стеклотекстолпт (кривая 1) изнашивается значительно интенсивнее прп равных условиях и путях трения, чем полупроводящий материал на основе капроновой

495743

» - Э»

»

Ф -" .,(» с ЯЯ

Й, » ь

»»

;-оИт i даJ

/ "д;о,,»: рэпер gyд,.-,оп:» фу Я

Составитель H. Сухоярская

Редактор И, Петрашень Техред E. Митрофанова корректоры: А. Николаева н Е. Давыдкина

Заказ 283)8 Изд. ¹ 2055 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственно;о комитета Совета М.:»и.ст1ов» ССР по,.елам пзобретеии»» и от»ьрь»т»:й

113035, Москва, ?К-35, Раушская паб., и 4»5

Типография, пр. Сап?иова, 2 ткани (кривая 2). Высокая износостойкость наружного капронового слоя уплотняю»цей прокладки обеспечит практическу»о неизменность прокладки по толщине, и, следовательно, стабильность ее механических и упругих свойств, т. е, надежность уплотнения обмотк:».

Формула изобретения

Устройство для крепления стержней обмотки в пазу сердечника электрической машины, вь»полне»»ное в виде упругой волнистой прокладки, изготовленной из стеклотекстолита»» разъ»еще»ной между стсрж»»ями и железом сердечника, отлич ающееся тем. что, с

5 целью повь»шения надежности, указанная прокладка со стороны, обращенной к железу сердечника, снабжена слоем стойкого к истиранию материала, например капроновой ткани, причем толщина этого слоя составляет не бо10 лее 20в»о общей толщины прокладки.