Устройство для управления двухобмоточным двигателем возвратнопоступательного движения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1 кксЕ(Щрдтт, аи. í À е

П И (i,1 495752

Саяз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.04.72 (21) 1776538/24-7 с присоединением заявки № (51) М. Кл. Н 02р 7 62

Совета Министров СССР по делам изобретениЙ и аткрытмЙ (53) УДК 621.314.58 (088.8) Опубликовано 15.12.75. Бюллетень ¹ 46

Дата опубликования описания 05.03.76 (72) Авторы изобретения

Н. П. Ряшенцев, Е. М. Тимошенко и И. М. Королев

Институт горного дела Сибирского отделения АН СССР (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХОБМОТОЧНЫМ

ДВИГАТЕЛЕМ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЪНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ь УД Р твен" тим комитет (23) Приоритет

Известно устройство для управления двухобмоточным двигателем возвратно-поступательного движения, содержащее два тиристора, соединенные с обмотками двигателя по схеме моста, к одной из диагоналей которого подключен источник питания постоянного тока, и коммутирующий контур из последовательно включенных дросселя и конденсатора.

В предложенном устройстве для коммутации обмоток двигателя с паузами между импульсами тока и повышения к.п.д. введены два дополнительных тиристора, включенные последовательно и согласно между собой в другую диагональ моста и связывающие разноименные электроды основных тиристоров, а коммутирующий контур соединен с одним из полюсов источника питания и общей точкой дополнительных тиристоров.

На фиг. 1 приведена электрическая схема силовой части описываемого устройства; на фиг. 2 — структурная схема цепей управления; на фиг. 3 — временные диаграммы, иллюстрирующие его работу.

Основные тиристоры 1 и 2 (фиг. 1) связывают соответственно обмотки прямого 3 и обратного 4 хода двигателя с источником питания постоянного тока. Дополнительные коммутирующие тиристоры 5 и б связывают разноименные электроды основных тиристоров.

Между общей точкой тиристоров 5, 6 и одним из полюсов источника питания (на фиг. 1 положительным полюсом) включен коммутирующий контур, состоящий из дросселя 7 и конденсатора 8.

5 Цепи управления (фиг. 2) содержат одновибраторы 9, 10, 11, 12 и формирователи импульсов 13, 14, 15, 16, питание которых осуществляется от источника 17.

Устройство работает следующим образом.

10 После подачи питания и одиночного импуль са на вход «Пуск» одновпбратора 9 на выходах схемы управления появляется ряд сдвинутых друг относительно друга импульсов U,,», (фиг. 3). Порядковые номера импульсов U,„», 15 соответствуют номерам тирпсторов силовой части.

С формирователя 13 (фпг. 2) импульс поступает на управляющий электрод тиристора

6, последний отпирается и коммутирующий

20 конденсатор 8 заряжается по цепи: положительный полюс источника питания, дроссель 7, конденсатор 8, тиристор 6, обмотка 3, отрицательный полюс псточппка питания. Дроссель

7 и обмотка 3 обеспечивают заряд тсоттденса25 тора 8 до напряжения, превышающего напряжение источника питания, с полярностью, показанной на фиг. 1 без скобок. По окончании заряда тиристор 6 выключается. Очередной импульс управления с формирователя 14 по30 ступает на управляющий электрод тирпстора

495752

2, при этом напряжение источника прикладывается к обмотке 4, в которой формируется импульс тока i„-р (фиг. 3), и якорь двигателя совершает обратный ход. При подходе якоря к положению магнитного равновесия (относительно обмотки 4) на тиристор 5 поступает импульс управления с формирователя 15. Отрицательное напряжение коммутирующего конденсатора 8, превышающее напряжение ис точника питания, прикладывается через дроссель 7 и внутреннее сопротивление источника к тиристору 2, вызывая его запирание. Энергия, накопленная в магнитном поле обмотки

4, перезаряжает конденсатор 8 (цепь перезаряда: тиристор 5, конденсатор 8, дросссль 7, обмотка 3) до напряжения, полярность которого показана на фиг. 1 в скобках.

После спадания тока в обмотке 4 до нуля (или близкого к нулю значения) на управляющий электрод тиристора 1 с формирователя 15 приходит управляющий импульс. тиристор 1 отпирается и напряжение источника прикладывается к обмотке 3, в которой формируется импульс тока i„» (фнг. 3). Якорь совершает прямой ход.

При подходе якоря к положению магнитного равновесия (относительно обмотки 3 ttpBмого хода) на тиристор б вновь подается управляющий импульс (фиг. 3) с формирователя

13. Тиристор 1 запирается током разряда коммутпрующего конденсатора через тиристор б.

11ри этом перезаряжается конденсатор 8 по цепи: тпрпстор б, обмотка 3, источник питания, коммутирующий конденсатор 8. С приходом управляющего импульса на тиристор 2 с формирователя 14 отпирается тиристор 2 и описанные ранее процессы повторяются. Кольцевая связь одновибраторов 9, 10, 11, 12 обеспечивает автоколебательную работу устройства в рассмстренной последовательности.

Формула изобретения

1-> Устройство для управления двухобмоточным двигателем возвратно-поступательного движения, содержащее два тиристора, соединенные с обмотками двигателя по схеме моста, к одной из диагоналей которого подключен источник гштапия постоянного тока, и коммутирующий контур из последовательно включенных дросселя и конденсатора, о т 7 и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения к.п.д., введены два дополнительных тиристора, включенные последовательно и согласно между собой в другую диагональ моста и связывающие разноименные электроды основных тиристоров, а коммутирующий контур соединен с одним из полюсов источника питания и общсй точкой

З® дополнительных тпристоров.

495752

%(((? Qynp

ГОДЯЙ

1 тi odd

Корректоры: М. Лейзерман и 3. Тарасова

Редактор Н. Коган

Заказ 305/15 Изд. № 2053 Тираж 782 Подписно(ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений п открытий

113035, Москва, К-35, Раушская паб., д. 4(5

Типография, пр. Сапунова, 2

j(c(1р (- Ю

Р

Составитель 3. Горник

Техред Е. Митрофанова

1