Способ контактно-реактивной пайки титана и его сплавов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е () 496124
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистииеских
4иеспубпик
К АВТОБУСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.06.74(21) 2038216(25-27 (51) М. Кл.
В 23k 1/20 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.12.75,Бюллетень № 47
Государственный нонитет
Совета Министров СССР оо делам иэобретений н открытий (53) УДК
621.791.3 (088.8 ) (45) Дата опубликования описания 24.02.76 (72) Авторы изобретения
В. А. Веседный, С. H. Лоцманов, В. H. Радзиевский и В. Л. Дудченко (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский, конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения (54) СГ1ОСОБ КОНТАК I НО-РЕАКТИВНОЙ 11АИgИ
ТИТАНА И Е! О С11ЛАВОВ
Данное изобретение относится к облас- . ти пайки, в частности к способу контактно-реактивной пайки титана и его сплавов.
Известен способ контактно-реактивной пайки, при котором между пояемыми по5 верхностями помешают прослойку активного материала, нагревают в вакууме до температуры образования жидкой фазы, выдерживают при этой температуре и охлаждают.
Иаяные соединения, выполненные с прослойкой из меди, имеют сравнительно низкие прочностные характеристики даже при пайке с оптимальной толшиной слоя в
6-9 мк. Такие соединения имеют прочность на разрыв 26-28 кгс/мм
Для улучшения качества паяемых со динений и повышения прочности при пайке с большими зазорами в качестве активной прослойки согласно предлагаемому способу берут интерметаллическое соединение Т Я; .
Способ контактнореактивный I, пайки титана и его сплавов заключается в сле1 дующем. Паяемые поверхности оч ишают, .между. ними помешают прослойку интерметаллического соединения Т Я . Дета-
l ли сжимают для обеспечения контакта мех:ду ними и прослойкой Т N, нагревают в защитной атмосфере или вакууме до образования жидкой фазы, выдерживают при этой температуре для протекания диффузионных процессов, снижающих содержание никеля в шве до содержания ниже предела растворимости его в 8-,, 1 и охлаждают.
Г1оложительное влияние использования интерметаллического соединения (в качестве активного материала) определяется высоким содержанием титана в интерметаллпце и значительным снижением относительного количества легируюшего компонента-никеля в паяном соединении.
Наличие значительных количеств титана в прослойке несколько меняет характер происходящих при пайке процессов — контактное плавление происходит в основн ."н за счет материала прослойки, резко уменьшается взаимодействие между жидкой фа зой и основным метаплом, быстрее закан496124
Составитель ЯЯлахтий
Редах ор М.Андреева Техред А Камышникова КорректоР А,Степанова
Заказ ф Я Изд. % j Тираж 1О62 Подпнсное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий
Москва, 113035, Раушская наб., 4
Предприятие «Патент», Москва, Г-59, Бережковская наб., 24
3 чиваются диффузионные процессы, направ- ( ленные на увеличение содержания титана в паяном соединении и снижении содержания никеля.
Таким образом, применение в качестве активной прослойки интерметаллического соединения Т И, позволяет производить
Е i пайку с толшиной прослойки до 0,1-0,2 мм, что делает возможным изготовление деталей с меньшей степенью точности., 1О
При высоком содержании титана в прослойке, малом относительном количестве никеля и сравнительно высокой скорости диффузии никеля в тигане в процессе пайки содержание никеля в соединении успевает. снизиться до величины растворимости его . в P - ", в результате чего образуется твердыи р " pà ñ òTâ îoð p нHиHкKеeл я в тTиHтTа нHеe, обладаюший высокой .—.„ око" .—.„очностью и пластичностью, Предлагаемым способом лаялись колеса из,титаного сплава ВТ6С, При сборке колес в зазоры паяных соединений закладывали фольгу из интерметаллического соединения Т N< толшиной 0,1 мм. Фол, гу получили прокаткой порошка интерметаллида Т N . Собоацные колеса нагревались в вакууме до образования жидкой фазы (припоя) за счет контактного плаво ления при температуре 960 С; выдержиЗО вали 20-25 минут и, охлаждались в ваку-. . уме.
Исследование свойств паяных соедине» ний показало, что применение интерметаллического соединения Т Й в качестве активного материала обеспечивает при пайке сплава BTGC следуюший уровень механических свойств:
d = 83 -. 88 кгс/мм
Ь = 80 - 81 кгс/мм
Ь
Ь= 75- 100% и
V = 20,0 — 26,0%.
Таким образом, имеет место практически равнопрочность паяного соединения и основного металла.
Формула изобретения
Способ контактно-реактивной пайки титана и его сплавов, при котором между паяемыми поверхностями, помешают про лойку активного материала, нагревают в вакууме до температуры образования жидкой фазы, выдерживают при этой температуре и охлаждают, о т л и ч а ю щ и йо я тем, что с целью улучшения качест ва паяемых соединений и повышения прочности при пайке с большими зазорами, в ка1 честве активной прослойки берут интерметалФ ° лическое соединение Т4, g .