Крутильное веретено для синтетических волокон,например капрона
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1п 497368
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 12.03.62 (21) 768521/28-12 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.12.75. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 05.04.76 (51) М. Кл. D Olh 7/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 677.062:672. .66 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Э. А. Попов, А. И, Макаров, И. П. Соловьев и И. И. Фукс (71) Заявитель (54) КРУТИЛЬНОЕ ВЕРЕТЕНО ДЛЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ
ВОЛОКОН, НАПРИМЕР КАПРОНА
Известны крутильные веретена для синтетических волокон, например капрона, включающие шпиндель, короткозамкнутый ротор, в полом валу которого закреплен хвостовик шпинделя, статор, укрепленный в корпусе веретена, диск для гироскопической устойчивости и шарикоподшипники, установленные на полом валу ротора.
Предлагаемое крутильное веретено отличается от известных тем, что верхний подшипник выполнен в виде втулки с графитовым вкладышем, укрепленной в корпусе веретена и несущей эластичную диафрагму. В качестве нижнего подшипника применен подшипник, состоящий из пяты, подпятника в виде плоской шайбы и втулки со сферической поверхностью. Диск для гироскопической устойчивости снабжен демпфером, а оба подшипника имеют воздушную смазку.
С целью предотвращения трения в нижнем подшипнике в момент пуска веретена, корпус последнего снабжен подпружиненным стаканом и установленной в нем втулкой с внутренней конической поверхностью, в которой установлен нижний подшипник.
Веретено такой конструкции повышает надежность работы и увеличивает долговечность опор.
На фиг. 1 изображен общий вид веретена в разрезе; на фиг. 2 — полый вал со стабилизирующими карманами на поверхности.
Крутильное веретено состоит из шпинделя
1, короткозамкнутого ротора 2, в полом валу
5 3 которого закреплен хвостовик 4 шпинделя 1, статора 5, укрепленного в корпусе 6 веретена, диска 7 для гироскопической устойчивости и подшипников 8 и 9, установленных на полом валу 3.
10 Верхний подшипник 8 выполнен в виде втулки с графитовым вкладышем 10, которая укреплена в корпусе 6 веретена и несет эластичную диафрагму 11. В качестве нижнего подшипника 9 применен подшипник на воз1д душной опоре, состоящий из пяты 12, подпятника 13 в виде плоской шайбы и втулки 14 со сферической поверхностью. Диск 7 для гироскопической устойчивости имеет демпфер 15.
20 Корпус нижнего подшипника 9 снабжен подпружиненным стаканом 16 и установленной в нем втулкой 17 с внутренней конической поверхностью, в которой установлен нижний подшипник 9.
25 Ротор 2 электродвигателя напрессовывают на полый вал 3 и располагают между аэродинамическими опорами — подшипниками 8 и 9.
Хвостовик 4 шпинделя 1 веретена соединя30 ется с полым валом 3 с помощью центрирую497368
З0
41
60 щего валика 18, который имеет в верхней части паз и отверстие, куда входит конец хвостовика соответствующими этому пазу лысками.
Такое соединение полого вала электродвигателя и шпинделя веретена позволяет надежно и просто передавать вращение от вала к веретену.
Поверхность полого вала веретена может быть гладкой (см, фиг. 1) или может иметь стабилизирующие карманы 19 (см, фиг. 2), получаемые методом анодного снятия металла.
Устанавливается верхний подшипник в корпусе 6 веретена с помощью эластичной диафрагмы 11, которая крепится к корпусу веретена и подшипника установочными кольцами
20, что дает возможность подшипнику самоустанавливаться в процессе работы веретена.
Нижний подшипник 9, имеющий сферическую поверхность, установлен во втулке 17 с конической внутренней поверхностью таким образом, что также имеет возможность самоустанавливаться в процессе работы веретена.
Подшипники 8 и 9 могут работать как с поддувом сжатого воздуха от источника через штуцер 21 (штуцер в верхнем подшипнике не показан), так и без поддува воздуха. В последнем случае воздух автоматически засасывается в подшипники из окружающей атмосферы с помощью стабилизирующих карманов 19.
Демпфер 15 служит для гашения колебательного движения шпинделя веретена в период его пуска и останова и, особенно, в момент перехода веретеном критической скорости вращения. Кроме того, демпфер осуществляет центрирование шпинделя 1 относительно оси полого вала 3 при рабочем числе оборотов веретена.
Винтовая пружинная муфта 22 служит для отделения подпятника 13 от пяты 12 в момент пуска и останова веретена, так как перед пуском пята опирается на подпятник и между ними возникает большое трение, затрудняющее разгон веретена при пуске и приводящее к преждевременному износу пяты и подпятника.
Муфта работает следующим образом.
При включении электродвигателя полый вал 3 начинает вращаться, но вследствие большого трения между пятой и подшипником, начинает вращаться и корпус подшипника 9, а через штифт 23 получает вращение и втулка 17, которая ввинчивается в подпружиненный стакан 16, преодолевая сопротивление пружины 24, и одновременно перемещается вниз в осевом направлении. Полый вал с пятой 12 также перемещается вниз до тех пор, пока его нижний торец не коснется внутреннего кольца шарикоподшипника 25, помещенного в крышке 26 веретена.
В этот момент вся вращающаяся часть веретена начинает разгоняться на этом подшипнике, и в момент образования между пятой и подпятником воздушной подушки подшипник
9 с подпятником 13 под действием пружины
24 возвращается в первоначальное положение, и вся нагрузка воспринимается осевым аэродинамическим подшипником 9, Такое же действие происходит и при останове веретена с той лишь разницей, что пружина 24 не возвращает подшипник 9 в исходное положение, так как момент трения между пятой и подпятником больше момента трения в резьбе между втулкой 17 и подпружиненным стаканом 16.
Когда полый вал 3 имеет стабилизирующие карманы 19 (основной вариант), веретено работает следующим образом.
При отсутствии вращения полый вал 3 своей пятой 12 опирается на подпятник 13 подшипника 9 и может касаться графитового вкладыша подшипника.
При включении электродвигателя полый вал получает вращение, как описано выше, и воздух с помощью стабилизирующих карманов
19 автоматически засасывается из окружающей атмосферы в подшипники. В результате этого полый вал веретена находится в равновесии и не касается графитовых стенок подшипников, что повышает их срок службы. При этом веретена работают без смазки на повышенных скоростях.
Предмет изобретения
1. Крутильное веретено для синтетических волокон, например капрона, включающее шпиндель, короткозамкнутый ротор, в полом валу когорого закреплен хвостовик шпинделя, статор, укрепленный в корпусе веретена, диск для гироскопической устойчивости и подшипники, установленные иа полом валу ротора, отличающееся тем, что, с целью увеличения долговечности опор в работе, верхний подшипник выполнен в виде втулки с графитовым вкладышем, укрепленной в корпусе веретена и несущей эластичную диафрагму, а в качестве нижнего подшипника применен подшипник, состоящий из пяты, подпятника в виде плоской шайбы и втулки со сферической поверхностью, причем диск для гироскопической устойчивости снабжен демпфером, а ооа подшипника имеют воздушную смазку.
2. Веретено по п. 1, отличающееся тем, что, с целью предотвращения трения в нижнем подшипнике в момент пуска веретена, корпус последнего снабжен подпружиненным стаканом и установленной в нем втулкой с внутренней конической поверхностью, в которой установлен нижний подшипник, 497368
Фуг 2
Редактор В. Чулкова
Текред E. Митрофанова Корректор E. Хмелева
Заказ 400 7 Изд. № 2107 Тираж 529 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2