Винтовая пара с трением качения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ .ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ тих 497438

Союз Советских

Социалистических

Республик 61) Дополнительное к авт. свид-ву 136126 (22) Заявлено 11.09.74 (21) 2058397/25-28 (51) М. Кл. F 16h 25/22 с присоединением заявки № 2058398/25-28

Государственный комитет

Совета Мнннстров СССР (23) Приоритет

Опубликовано 30.12.75. Бюллетень ¹ 48

Дата опубликования описания 12.03.76 (53) УДК 62-231.223 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Э. B. Коргичев и О. Т. Оснач (71) Заявитель (54) ВИНТОВАЯ ПАРА С ТРЕНИЕМ КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к механическим передачам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот и может быть использовано в прецизионном машиностроении и приборостроении.

По основному авт. св. № 136126 известна винтовая пара с трением качения, допускающая регулирование зазора между винтом и гайкой и содержащая винт, стакан, собранный с гайкой, и шарики. Гайка выполнена с прорезями, образующими пружинные витки прямоугольного сечения. В винтовой паре использован зубчатый реечный механизм для подтяжки витков тайки.

Однако известная винтовая пара характеризуется низкой осевой жесткостью, величина которой определяется жесткостью гайки, выполненной в виде пружины, Целью изобретения является повышение жесткости винтовой пары.

Это достигается тем, что в предлагаемой винтовой паре с трением качения прорези выполнены на взаимодействующих между собой торцах пружинных витков гайки и представ.ляют собой смещенные к .внутренней поверхчости гайки встречно направленные V-образные одинакового профиля канавки. Кроме того, винтовая пара снабжена дополнительными телами качения, обеспечивающими взаимодействие между собой торцовых пружинных витков.

На фиг. 1 и 2 изображены варианты выполнения предлагаемой винтовой пары с трением качения, продольный разрез.

Винтовая пара (фиг. 1 и 2) с трением качения содержит винт 1, стакан 2, гайку 3, тела качения — шарики 4, размещенные между гайкой и винтом в их рабочих нарезках. На

10 взаимодействующих между собой торцах пружинных витков гайки выполнены прорези, представляющие собой смещенные с внутренней поверхности гайки встречно направленные

V-образные одинакового профиля канавки 5

15 и 6. Крышка 7 сжимает гайку в осевом направлении так, что витки ее плотно прилегают один к другому, а дополнительные тела качения 8 (фиг. 2) обеспечивают взаимодействие между собой торцовых пружинных вит20 коз.

Винтовая пара работает следующим образом.

При вращении винта 1 шарики 4 свободно катятся по нарезкам винта 1 и гайки 3 и по

25 каналу возврата (не показан).

Гайка 3 при этом совершает поступательное движение. В процессе работы тела качения, превышающие номинальные размеры, деформируют участок гайки, с которым они

30 конта кти р уют.

497438

Риа 2

Составитель Р. Охина

Техред Е. Митрофанова

Редактор Н. Суханова

Корректор А. Степанова

Заказ 359/13 Изд. № 2103 Т ираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Наличие канавок 5 и 6 снижает жесткость элементарного контакта: винт, тело качения, гайка. Из-за сжатия гайки 3 в осевом направлении до плотного прилегания ее витков один к другому жесткость винтовой пары определяется не жесткостью гайки — пружины, а жесткостью соединения: винт, тело качения, гайка, а также количеством тел качения. Изменяя размеры канавок,,выполненных на боковых поверхностях гайки, и подбирая требуемое количество тел качения, легко получить высокую жесткость предлагаемой винтовой пары.

Предмет изобретения

1. Винтовая пара с трением качения по авт, св, № 136126, отличающаяся тем, что, с

5 целью повышения жесткости винтовой пары, прорези выполнены на взаимодействующих между собой торцах пружинных витков гайки и представляют собой смещенные к внутренней поверхности гайки встречно направленные

10 Ч-образные одинакового профиля канавки.

2. Винтовая пара по п. 1, отличающа яс я тем, что она снабжена дополнительными телами качения, обеспечивающими взаимодействие между собой торцовых пружинных витков.