Способ контроля направления зубьев косозубых зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ювфевввее-ееиввчауавв б е

Союз Советских

Социалистических

Республик (»1497463

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17,12.73. (21) 1976775/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—

Опубликовано 30.12.75. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 30.11.76 (51) М. Кл. б 01Ь 5/20

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изооретеннн и открытий (53) УД К 531.717,2:621. .833 (088.8) (72) Автор и зобр ете н ия

И. П. Нежурин (71) Заявитель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ЗУБЬЕВ

КОСОЗУБЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

1!зоорсгснис относи гся к контролю зубчатых колес, а именно к способам контроля элементHbIK показ!»гелей то -Iностн зуочатых колес.

Известны способы контроля направления зуб»(» косозубых зубчатых колес, заключающ11еся» том, что контролируемое колесо вводят в зацепление с измерительным колесом lia прнооре для комплексного контроля и но показаниям это(о прибора определя!от погрешпосгн направления зубьев. Однако такие способы не обеспечивают точность измерения, так как в показания прибора входят и погрешности противоположных поверхностей зубьев, контактирующих одновременно с контролируемыми в процессе контроля на межцентромерах.

Целью изобретения является повышение то .ности контроля направления зубьев косозубых колес.

ДЛ Я эт О Г 0 I(OH T p Oл ь H p 0 H 313 OÄ I! T Н а l I p I l OO p C для комплексного однопрофильного контроля кинематической погрешности зубчатых колес, используют стандартное измерительное зубчатое колесо и устанавливают между контролируемым и измерительным колесами межосевое расстояние, обеспечивающее в зацеплении торцовое первкрытие с коэффициентом перекрытия, близким нулю.

Контролируемое и измерительное зубчатые колеса располагают на увеличенном относительно номинального межосевом расстоянии.

За счет этого в зацеплении оказываются только узкие полоски поверхностей зуоьев и при обкатыван!ш зубчатых колес на приборе для

КОМПЛЕКСНОГО OgtHOHPOQHJIblIOI O l(OHTPOËß HCPC5 дачу вращения обеспечивают только винтовые образующие зубьев, соответственно отражая в показаниях прибора свои погрешности. Расположение колес на увеличенном межосевом расстоянии позволяет применить при контроле

10 стандартныс измерительные колеса, тогда как в известных методах применяют специальные измерительные колеса, чтобы исключить кпнематнчсск»1! эффект профилей косых зубьев, T;iK K;!K Осооенностыо последних является oд15 но»реме»ность передачи вращения как профилямн зубьев, так и их винтовыми образу!Он!ими. В нзобрстсннн использован эффект, связан»bill c к 1з;!HH011 осооенность!О косозубог0

ЦСН 1011!1Я. 3!! К, !IОЧапощи!1С1!» ТОК!, Ч ГО Ес 111 У !(О

20 (0:3х бОГО KO;lc(с!l (далпть поверхностный слон зуоьев, оставив только узкую полоску поверхполи, расположенную 110 винтовой образующей, то зацепление в паре не нарушится и вращение будет передаваться так же, как и при

25 нормальной поверхности зубьев. То же самое будет наблюдаться, если удалить поверхностный слой, оставив только узкую полоску поверхности, расположенную по профилю зубьев.

Контроль согласно изобретению производнт30 ся следующим образом.

Ф б

4&4+ » у а 4е 3 - g eyt4%

° -1 а

497463

Предмет изобретения

Составитель Л. Кениг

Редактор Т. Пилипенко Техред Е. Подуруши а Корректор P. Юсипова

Заказ 2002 Иэд, № 1084 Тп.р aсж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Обл. тип. Костромского управления издательств, полиграфии н книжной торговли

Колеса усганавливают на приборе для комплексного однопрофильного контроля так, чтобы их зубья заходили друг за друга так, чтобы в контакте находились полоски поверхностей шириной порядка 2 — 3 мм. Это будет соответ- 5 ствовать торцовому перекрытию с коэффициентом, близким нулю. Заход профилей друг за друга следует определять с учетом скруглепия кромок по ширине зубчатого венца. В указанную ширину полоски контакта величина скруг- 10 ле ния или фаски не должна входить, т. е. заход профилей должен быть порядка 2 — 3 мм плюс ширнина фаски (скругления),как на контролируемом, так и на измерительном колесе.

Далее контролируемое и измерительное ко- 15 леса обкатывают в однопрофильном зацеплении. В результате прибо р выдает обычно в виде записи на ленте бумаги погрешности направления всех зубьев, что обеспечивает надежный контроль зубчатого колеса, выполнен- 20 ный с высокой точностью, так как зацепление при контроле идет только по одноименным поверхностям, а современные однопрофильные приборы и измерителы1ые колеса достигли высокого техн|ического совершенства.

Высокая производительность приборов для однопрофиль ного контроля (0,5 — 1 мин. на измерение одного колеса) определяет рациональность широкого применения данного изобретения.

Способ контроля направления зубьев косозу. бых зубчатых колес, заключающийся в том, что контролируемое колесо вводят в зацепление с измерительным колесом на приборе для комплексного контроля и по показаниям этого прибора определяют погрешности направлеяия зубьев, отл ич а ю щи йс я тем, что, с целью повышения точности контроля, последний производят на приборе для комплексного однопрофилыного контроля кинематической погрешности зубчатых колес, используют стандартное измерительное зубчатое колесо и устана вливают между контролируемым и измерительным колесами межосевое расстояние, о беспечивающее в зацеплении торцовое перекрытие с коэффициентом перекрытия, близким к нулю.