Способ контроля профиля зубьев косозубых зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И )1497464

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. свид-ву —— (22) Заявлено 17.12.73 (21) 1976776/25-28 (51) М. Кл. G 01Ь 5/20 с присоединением заявки №вЂ”

1 есударственне)й комитет

Совета Министров СССР во делам изобретений и открытии (23) Г1рт)оритет—

Опубликовано 30.12,75. Бюллетень ¹ 48 (53) УДК 531.717.2:621. .833 (088.8) Дата опубликования описания 30.11.7б (72) Автор изобретения

И. П. Нежурин (7l) Заяв)ггель (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОФИЛЯ 3

КОСОЗУБЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к ко)пролю зубч;1)ь)х колес, я именно к способам контроля элементных показателей зубчатых колес.

Известны способы контроля профиля зубьев косозубых колес с помощью специального измерительного зубчатого колеса íà IIp! Ioopax для комплексного двухпрофильного контроля — межцентрометрах, заключающиеся в том, что контролируемое колесо вводят в зацепление с измерительным колесом на приборе для 10 комплексного контроля и по показаниям это)о прибора определяют погрешности профиля зубьев.

Однако такие способы не обеспечивают точность измерений, так ка)к в показания прибора 15 входят и погрешности противоположных профилей, контактирующих одновременно с контполпрусмымн в процессе контроля на мсжцентромера.;.

Целью изобретения является повышение точ- 20 ности контроля профиля зубьев косозубых ко.лес, Для этого контроль производят на приборе для комплексного однопрофильного контроля 25 кинематической погрешности зубчатых колес, используют стандартное измерительное зубчатое колесо и устанавливают контролируемое и измерительное колеса, сместив их в осевом налравлении в положение, обеспечива)ощее осе- З0 вое перекрытие с коэфф!!циентом перекрытия, близким пулю.

Контролируемое и измерительное зубчатое колеса располагают на номинальном межосевом paccTori llliil, !Io смсcTIIB пх (co сдвllгом) В оссво ll llянрявленш). За cчсT этого сдвига в зацеплении оказываются только узкис полоски по))ерхно Toll 3% ohPB ll Ilp ll обкат!>)ве)пни зуoilaтых колес ня приборе для комплексного однопрофильпого контроля передачу вращения обеспечивают только профили зубьев, «оответс rBekIllo oTpaxca5) B покт)зян)!5)х пр))боря погрсшно; Tll. Сдьч!г в осевом направлении Iloзво;!5)ет применить при контроле Tÿíäaðòíûå изъlе)11гге. )шlыс Ко !естl, тогде! к)!1 В известных методах liplli lcняют ст!сцияльпые узкис измерительные колеса, чтобы исключ))ть кинематический эффскг в)lпт овь)х обрязующ)!х косых зубьcB) так как осоосl)ност1>lо 1!oc;!ед)1!Iх 5)в151е1 я одновременность передачи врящсеп!я как профплямп зубьев, тяк и их винтовыми образующими. В изобретении использован эффект, связаееный с указанной особенностью косозубого зацепления, заключающийся в roi», что если у косозубого колеса удалить поверхностный слой зуоьев, оставив только узкую полоску поверхности, расположенную по винтовой образующей, то зацепление в паре не нарушится и вращение будет передаваться так же, как и при нормальной поверхности зубьев. То же самое

497464

Предмет изобретения

Составитель Л. Кениг

Техред E. Подурушнна Корректор P. Н)синова

Редактор Й Пилипенко

Заказ 2002 Иад. № 1084 Тираж 782 11одлисное

ЦИИИПИ Государственного комитета Совета Мвнистров СССР по делам, изобретений я отирытий

113035, Мосива, Ж-35, Раушакая на1б., д. 4/5

Обл. тип. Костромского управления издательств, полипрафии и инижной торговлги будет наблюдаться, если удалить поверхно ";— ный слой, оставив только узкую полоску поверхности, расположенную по профилю зубьев.

Контроль согласно изобретению производится следующим образом.

Рассчитывают номинальное пзмер итслыюе межосевое расстояние, соответствующее геометричесгким параметрам контролируемого и измерительного колес, колеса устанавливают на приборе для комплексного однопрофильного контроля так, что бьг их торцы заходили друг за друга. Необходимо, чтобы обеспечивался копта кт по профилю на всех углах его развернутости каждого зуба, т. е. для большинства случаев в контакте практически должны находиться полоски поверхностей порядка 2 — 3 мм. Это будет соответствовать осевому перекрытию с коэффициентом, близким нулю. Заход торцов друг за друга следует определять с учетом скруглен ия кромок по периметру зубчатого венца. В указанную ширину полоски контакта, величина скругления или фаски не должна входить, т. е. западание торцов должно быть порядка 2 — 3 мм плюс шири на фаски (скругления) как на контролируемом, так и на измерительном колесе.

Далее контролируемое и измерительное колеса обкатывают в однопрофильном зацеплен ии. В результате прибор выдает обычно в виде записи на ленте бумаги погрешности всех профилей зубьев, что обеспечивает надежный контроль зубчатого колеса, выполненный с высокой точностью, так как зацепление при контроле идет только по одноименным профилям, а современные однопрофильные приборы и измерительные колеса достигли высокого технического совершенства.

Высокая производительность приборов для од опрофнльного ко нтроля (0,5 — 1 моин. на измерение одного колеса) определяет рациональ10 ность широкого применения данного изобретения.

Способ контроля профилей зубьев косозубыx зубчатых колес, заключающийся в том, что контролируемое колесо вводят в зацепле|ние с измерительным колесом на приборе для ком20 плексного контроля и по показаниям этого прибора определяют погрешности профиля зубьев, отл и чаю щийся тем, что, с целью повышения точности контроля, последний производят на приборе для комплексного од нопрофильного

25 контроля кинематической погрешности зубчатых колес, используют стандартное измерительное зубчатое колесо и устанавливают контролируемое и измерительное колеса, сместив их в осевом направлении в положение, обеспе30 чи вающее осевое перекрытие с коэффициентом перекрытия, близким к нулю.