Тренажер для обучения операторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(11) 497626
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Т
Г- гг Г1
1 .1,,-, .!.. (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.12.74 (21) 2082665/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.12.75. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 16.04.76 (51) М. Кл. G 09Ь 9/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 681.3:371.69 (088,8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
М. И. Соболевский (71) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники и может быть использовано для тренажа и обучения операторов электронных вычислительных машин.
Известны тренажеры для обучения операторов, содержащие блок предъявления информации, подключенный к блокам накопления статистики обучения, измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору. Управляющий процессор соединен с блоком адаптации, блок адаптации — с блоком измерения стрессового состояния оператора, подключенным к блоку накопления статистики обучения. Последний подсоединен к блокам адаптации, измерения статических и динамических характеристик оператора. Кроме того, устройство содержит блок активизации процесса обучения.
Однако такие устройства не обеспечивают адаптации тренажера к обучаемому и исключения опасных стрессовых состояний оператора.
Цель изобретения — повышение эффективности обучения и исключение опасных стрессовых состояний оператора.
Это достигается тем, что блоки измерения статических и динамических характеристик оператора подключены к блоку измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору, выход блока измерения статических характеристик оператора соединен с блоком адаптации, а выход управляющего процессора — с блоком активизации процесса обучения, подключенным к блоку
5 накопления статистики обучения.
Тренажер для обучения операторов, структурная схема которого приведена на чертеже, содержит блок 1 измерения статических характеристик оператора, блок 2 измере10 ния динамических характеристик оператора, блок 3 адаптации, управляющий процессор 4, блок 5 активации процесса обучения, блок 6 измерения стрессового состояния оператора, блок 7 предъявления информации, блок 8 на15 копления статистики обучения, оператор 9.
В статике элементы адаптивной системы взаимосвязаны следующим образом. Блок 1 измерения статических характеристик оператора связан с оператором 9, блоком 6 измерения стрессового состояния оператора, управляющим процессором 4. Выходы блока 1 соединены с входом блока 3 адаптации, блоком 8 накопления статистики обучения. Блок
6 измерения стрессового состояния взаимосвязан по входу и выходу с блоками адаптации 3, измерения дшгампческих характеристик оператора 2 и накопления статистики обучения 8. Вход блока 2 измерения динамической характеристики оператора соединен с
30 оператором 9, а выходы — с управляющим
497626 процессором 4 и блоком 8 накопления статистики. Входы блока 5 активизации процесса обучения подключены к выходам блока 8 накопления статистики и управляющего процессора 4, выход блока 5 — к оператору 9.
Выходы блоков 2 и 3 соединены с входами блока 8.
Тренажер работает следующим образом.
Перед началом обучения блок 1 измерения статических характеристик оператора с помощью специальных программ оценки состояния по результатам контактных и неконтактных замеров параметров состояния оператора или с помощью тестовой проверки определяет основные данные об исходном состоянии оператора. Эти данные подаются в блок 3 адаптации, управляющий процессор 4, блок 6 измерения стрессового состояния операторов и блок 8 накопления статистики.
Блок 3 и управляющий процессор 4 вырабатывают информационные и управляющие сигналы и передают их блоку 7 предъявления информации. Последний настраивается на начальный режим обучения.
В ходе обучения блок 2 измерения динамических характеристик оператора замеряет параметры состояния оператора, по определенным программам оценивает текущее состояние и делает прогноз на заданный отрезок времени. Эти данные блок 2 направляет блоку 3 адаптации, управляющему процессору 4 и блоку 6 измерения стрессового состояния оператора.
Блок 3 совместно с процессором 4 организует, в случае необходимости, перестройку режима обучения. Блок 6 анализирует прогнозируемое состояние и определяет степень приближения стрессового "îñòîÿíèÿ. Если состояние оператора близко к стрессовому, то блок 6 выдает сигнал блоку 7. Последний либо ослабляет режим обучения, либо отключает от оператора тренажер.
Если в ходе обучения окажется, что некоторые параметры состояния оператора отклонились от заданных (определенных блоком измерения статических характеристик оператора), то по команде от управляющего процессора блок активизации процесса обучения с помощью системы контактных и неконтактных датчиков обеспечивает активизирующее воздействие на оператора.
Данные о работе блоков 1 — 6 и об исходб ном и текущем состоянии оператора накапливаются в блоке накопления сгатистики и используются для организации адаптивного обучения.
Включение в состав тренажера блоков из1О мерения статических и динамических характеристик оператора, блоков измерения стрессового состояния, активизации процессора обучения и накопления статистики обучения организует режим обучения таким образом, что
15 используются возможности оператора и в то же время исключаются опасные перегрузки и стрессовое состояние. Такая организация процесса обучения позволяет сократить время на подготовку операторов и на приобрете2О ние навыков (например, программирование для ЦВМ и т. д.).
Предмет изобретения
Тренажер для обучения операторов, содер25 жащий блок предъявления информации, подключенный к блокам накопления статистики обучения, измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору, соединенному с блоком адаптации, подклюзр ченным к блоку измерения стрессового состояния оператора, соединенному с блоком накопления статистики обучения, который подключен к блокам адаптации, измерения статических и д инамических характеристик з,: оператора, и блок активизации процесса обучения, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения и исключения опасных стрессовых состояний оператора, блоки измерения статических и динами4О ческих характеристик оператора подключены к блоку измерения стрессового состояния оператора и к управляющему процессору, выход блока измерения статических характеристик оператора соединен с блоком адаптации, 4 а выход управляющего процессора — с блоком активизации процесса обучения, подключенным к блоку накопления статистики обучения, 497626
Составитель В. Гончаров
Техред Е. Митрофанова
Редактор И. Грузова
Корректор Е. Рожкова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 421/12 Изд. № 2!21 Тираж 49о Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5