Быстродействующий замок для ремней безопасности транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пц 498193

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Сониалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.07.72 (21) 1810916/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.01.76, Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 30.03.76 (51) М. Кл 2 В 60R 21/10

A 62B 35/00 государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.068 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ф. Е. Межевич, Ю. М. Немцов, Н. С. Бученков, М. А. Андронов и М. А. Стародубов

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт и Московский ордена Трудового Красного Знамени автозавод им. Ленинского Комсомола (71) Заявители (54) БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ ЗАМОК ДЛЯ РЕМНЕЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к ремням безопасности транспортных средств.

Известны быстродействующие замки для ремней безопасности транспортных средств, состоящие из двух взаимозамыкаемых элементов, один из которых выполнен в виде корпуса с установленными в нем замыкающими деталями и промежуточной деталью, соединенной с кузовом транспортного средства посредством детали крепления.

Недостатком известного замка является то, что он не позволяет по внешнему виду определить факт имевшей место в эксплуатации критической нагрузки самого замка, лямок и других деталей, возникшей при дорожно-транспортном происшествии. Другим его недостатком является практически отсутствие поглощения кинетической энергии тела человека при резком замедлении движения транспортного средства.

Цель изобретения — обеспечение индикации перегрузки ремня безопасности и увеличение его энергопоглощения.

Для этого в предлагаемом замке промежуточная деталь выполнена в виде установленной в корпусе с возможностью сдвига под действием осевото усилия втулки с закраиной на наружной поверхности, опирающейся на торец энергопоглощающего элемента, размещенного между втулкой и корпусом, на котором выполнен ограничивающий сдвиг упор, причем на прикрытой корпусом и открываемой после сдвига части втулки нанесен знак перегрузки, например цветовой.

5 Энергопоглощающий элемент может быть выполнен в виде гофрированной гильзы из пластичного материала, опирающейся торцом большего диаметра на отбортованный край корпуса.

10 С целью обеспечения постоянства усилия по всей длине сдвига и возможности восстановительного ремонта после перегрузки втулка может быть выполнена с наружным кольцевым пазом, а энергопоглощающий элемент может

1б быть образован взаимодействующими в условиях сухого трения внутренней поверхностью корпуса и установленной в кольцевом пазу радиально упругой вставкой, выполненной в виде ряда П-образных пластин с выгнутой в

20 направлении корпуса средней частью, при этом свободный диаметр втулки с упругой вставкой больше внутреннего диаметра корпуса.

С целью сокращения числа деталей и облег25 чения сборки радиально упругую вставку целесообразно выполнять в виде разрезного кольца, имеющего тороидальную выпуклую наружную поверхность и отбортованные внутрь закраины, на выпуклой взаимодейстЗО вующей с корпусом части которого до перехо498193 да ее в закраины выполнены сквозные продольные прорези.

Упругое разрезное кольцо может быть выполнено из нескольких сегментов.

С целью повышения радиальной жесткости упругой вставки, между внутренней ее поверхностью и дном кольцевого паза втулки установлено кольцо из упругого материала.

На фиг. 1 изображен предлагаемый замок в разрезе; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 10

3 — разрез по Л вЂ” А на фиг. 1; на фиг. 4— радиально упругая вставка.

Замок состоит из двух взаимозамыкаемых элементов, из которых один выполнен в виде имеющего проушину 1 штыря 2 с кольцевой 15 проточкой на конце, вводимого в отверстие корпуса 3 другого элемента. В корпусе смонтированы замыкающие детали в виде собачек 4, входящих в зацепление с кольцевой проточкой штыря и блокируемые в этом положе- 20 нии плунжером 1, отводимым при размыкании замка подпружиненным штоком 6 привода размыкания, рукоятка 7 которого закреплена на другом конце штока. Проушина охватывается лентой (на чертеже не обозначена), об- 25 разу|ощей систему лямок ремня безопасности.

B корпусе с радиальным зазором установлена промежуточная деталь в виде втулки 8 с закраиной 9, опирающейся на торец энергопоглощающего элемента, выполненного в виде 30 гофрированной гильзы 10 из пластичного материала, например металла, установленной торцом большего диаметра на ограничивающий осевой ход втулки упор 11, представляющий собой отбортованный внутрь край корпу- 35 са. Во внутреннее резьбовое отверстие втулки ввернута деталь крепления 12 замка к кузову транспортной машины. На корпусе выполнено отверстие 13, а на втулке выше отверстия нанесен знак 14 перегрузки, например, в виде окрашенной в красный цвет риски.

Энерго поглощающий элемент может быть образован установленной в кольцевом пазе втулки упругой вставкой, выполненной в виде

П-образных упругих пластин 15. Диаметр 45 втулки с установленными в ее кольцевом пазу пластинами больше внутреннего диаметра корпуса, вследствие чего после запрессовки в корпус пластины создают радиальное давление на корпус, а трение их о корпус препят- 50 ствует осевому сдвигу втулки. Вместо пластин может быть установлено разрезное кольцо 16 (фиг. 4), имеющее тороидальную выпуклую наружную поверхность 17 и отбортованные внутрь закраины 18. На выпуклой взапмодей- 55 ствующей с корпусом поверхности кольца до перехода ее в закраины выполнены сквозные продольные или наклонные прорези 19. Кольцо для удобства сборки может быть изготовлено из нескольких частей-сегментов. Для 60 увеличения радиального давления упругой вставки на стенки корпуса между вставкой и дном кольцевого паза втулки устанавливается кольцо из резины или подобного матери65 ала, Коэффициент трения упругой вставки о корпус может при необходимости варьироваться, если П-образные пластины или упругое кольцо использовать в качестве расширителя для приж.атия к корпусу промежуточной втулки из фрикционного материала или армировать им фрикционный материал, например пластмассу, Корпус замка в обычных условиях эксплуатации неподвижен относительно втулки, соединенной посредством детали крепления с кузовом транспортного средства, и обеспечивает при неподвижности упомянутого соединения передачу на деталь крепления усилий от системы лямок ремня безопасности, не превосходящих критического значения. В этих случаях, включающих в себя восприятие ремнем безопасности инерционных сил от фиксируемого на сиденье тела человека при умеренных замедлениях транспортного средства, поглощение кинетической энергии осуществляется системой лямок за счет внутренних потерь в ленте при ее растяжении и сокращении.

В случае резкого замедления, вызывающего возникновение в системе лямок и других деталях ремня безопасности критической нагрузки, приводящей к необратимым в них изменениям, снижающим прочность деталей ремня безопасности при повторном аварийном нагружении, втулка 8, преодолевая силу трения между упругой вставкой в виде пластин 15 или вставкой в виде разрезного кольца 16 и корпусом, или деформируя гофрированную гильзу 10, перемещается вдоль корпуса. В конце этого перемещения, ограничиваемого упором 11, в отверстии 13 корпуса появляется нанесенный на втулке знак 14 перегрузки. Относительное смещение корпуса 3 и втулки 8 против сил трения или пластической деформации обеспечивает поглощение дополнительной (к поглощаемой лямками) энергии, что снижает величину отрицательного ускорения тела человека.

Предлагаемый быстродействующий замок позволяет безошибочно выбраковывать ремни, подвергшиеся критическому нагружению, что дает возможность владельцам транспортных средств своевременно заменять негодные к дальнейшей эксплуатации ремни безопасности, органам дорожной инспекции и надзора контролировать такую замену, в частности, при годовых технических осмотрах, что позволяет значительно повысить эффективность использования на транспорте ремней безопасности и сократить число тяжелых и смертельных случаев при дорожно-транспортных происшествиях.

Формула изобретения

1. Быстродействующий замок для ремней безопасности транспортных средств, состоя щий из двух взаимозамыкаемых элементов, один из которых выполнен в виде корпуса с установленными в нем замыкающими деталями и промежуточной деталью, соединенной с

498193

7кузовом транспортного средства посредством детали крепления, отличающийся тем, что, с целью обеспечения индикации перегрузки ремня безопасности и увеличения его энергопоглощепия, промежуточная деталь выполнена в виде установленной в корпусе с возможностью сдвига под действием осевого усилия втулки с закраиной на наружной поверхности, опирающейся,на торец энергопоглощающего элемента, размещенного между втулкой и корпусом, на котором выполнен ограничивающий сдвиг упор, причем на прикрытой корпусом и открываемой после сдвига части втулки нанесен знак перегрузки, например цветовой.

2. Замок по п. 1, отлич ающийся тем, что энергопоглощающий элемент выполнен в виде гофрированной гильзы из пластичного материала, опирающейся торцом большего диаметра на отбортованный край корпуса.

3. Замок по п. 1, отлич ающийся тем, что, с целью обеспечения постоянства усилия по всей длине сдвига и возможности восстановительного ремонта после перегрузки, втулка выполнена с наружным кольцевым пазом, а энергопоглощающий элемент образован взаимодействующими в условиях сухого трения внутренней поверхностью корпуса и установленной в кольцевом пазу радиально упругой вставкой, выполненной в виде ряда П-образных пластин с выгнутой в направлении кор5 пуса средней частью, при этом свободный диаметр втулки с установленной в ее кольцевом пазе упругой вставкой больше внутреннего диаметра корпуса.

4. Замок по п. 3, отличающийся тем, 10 что, с целью сокращения числа деталей и облегчения сборки, радиально упругая вставка выполнена в виде разрезного кольца, имеющего тороидальную выпуклую наружную поверхность и отбортованные внутрь закраины, на

15 выпуклой взаимодействующей с корпусом части которого до перехода ее в закраины выполнены сквозные продольные или наклонные прорези.

5. Замок по п. 4, отличающийся тем, 20 что упругое разрезное кольцо выполнено из нескольких сегментов.

6. Замок по пп. 3 — 5, отличающийся тем, что, с целью повышения радиальной жесткости упругой вставки, между внутрен25 ней ее поверхностью и дном кольцевого паза втулки установлено кольцо из упругого материала, 498193

А-А

Фиг 5

Корректор Л. Котова

Редактор С. Титова

Заказ 433/16 Изд. № 174 Тираж 926 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составнтель Ф. Межевич

Техред 3. Тараненко