Прибор для прокладывания на карте пройденного пути
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Я 49853
Класс 42 с, 9
АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСАНИЕ прибора для прокладывания на карте пройденного пути.
К авторскому свидетельству П. Ф. Павлова и Л. В. Павловой, заявленному 20 октября 1932 года (спр. о перв. J4 117á95).
0 выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1936 года.
Изобретение относится к прибору для прокладывания на карте пройденного движущимся предметом, например, судном, аэропланом, повозкой и т. п., пути с постоянно ориентируемым планшетом и с передвигаемой по планшету под указателем или пишущим приспособлением картой при помощи приводимых от лага, ведущего колеса и т. п. фрикционных роликов, главною особенностью которого является то, что для сообщения уложенной на столике прибора карте вращательного движения и сообщения ей же поступательного движения применены зубчатые системы и каретки с диференциальным устройством.
Предлагаемый прибор изображен на прилагаемом чертеже, на котором фиг. 1 дает общий продольный вид прибора; фиг. 2 — вид прибора сверху; фиг. 3— продольный разрез; фиг. 4 — боковой вид прибора.
Предлагаемый прибор с подвижной картой выполняет следующую работу:
1) в любой данный момент механизм, связанный с компасом (гироскопическим по преимуществу), ориентирует, вращая вокруг оси прибора, карту по меридиану, независимо от того, стоит ли, движется ли машина или вращается на одном месте вокруг своей оси; 2) карта беспрерывно перемещается в соответствующем масштабе по отношению к неподвижному указателю в направлении, обратном направлению хода прибора, вне зависимости от изменения угла, образуемого осью машины с меридианом (например, при движении машины по прямой под тем или иным углом к меридчану); 3) при езде по кривой механизм прибора должен все время передвигать карту под указателем на величину (в масштабе) пройденного пути, и одновременно в любой момент во всех точках тот же механизм должен ориентировать карту по отношению к меридиану; в результате сложное перемещение планшета (карты) по кривой в точности должно отвечать кривой пройденного пути на местности, изображенной на карте, и в ее масштабе.
В предлагаемой конструкции прибора для прокладывания на карте пройденного пути (фиг. 3) все три вида перемещений карты, а именно: 1) вращение вокруг одной точки (указателя), 2) перемещение по прямой линии и 3) перемещение по кривой производятся одними и теми же двумя ведущими роликами 9 (правым и левым), приводимыми во вращение как компасом, так и гибким валом указателя пройденного пути, причем направление движения каждого в отдельности ролика 9 (правого и левого) и число их оборотов являются результатом воздействия направления движения и длины пути как раздельно, так и суммарно †одновремен.
Карта района, содержащая местонахождение прибора и путь предполагаемого ее следования, кладется на столик 12, состоящий из металлической, доски (фиг. 3) и откидных бортов 73 (фиг. 2 и 4), прикрепленных к корпусу 23 (фиг. 1, 3 и 4). В доске столика 12 укреплено центрально стекло 74 с пересекающимися под прямым углом линиями, против точки пересечения которых установлена своим острием игла-указатель 32 {фиг. 2 и 3), укрепленная на оси специального нажимного приспособления, соединенного с корпусом 23 помо цью кронштейнов 22 и 24.
Лежащая на столике карта подводится точкой стояния машины в данный момент под указатель, после чего опускаются на карту прижимаем ые пружинками 27два верхних нажимных ролика 31, также подвижно укрепленные каретками 26 на оси 25 нажимного приспособления и могущие свободно вращаться на своих осях 28 в подшипниках 29 и 30.
В корпусе прибора помещен на оси 4 фонарик 27, сверху которого под стеклом 14 (фиг. 3) укреплена вторая стеклянная пластинка 19 с нанесенными на ней линиями N, S, О, W и делениями в градусах (фиг. 2). Ось 4 (фиг. 3) соединена соответствующим способом с осью компаса. Линия N — S компаса совмещена с линией N — S на пластинке 19 прибора. Внутри фонарика 27 (фиг. 3) помещена электрическая лампочка 20, вращающаяся вместе с фонариком и осью 4 в зависимости от вращения корпуса машины и укрепленного на нем неподвижно корпуса прибора 23 по отношению к линии N — S. Электрическая лампочка получает электрическую энергию от аккумулятора или другого источника через скользящие контакты. На лежащей на столике карте через точку стояния машины должна быть проведена карандашом линия N-— - S, после чего при включении тока в лампочку 20 и при просвечивании через карту в силу этого пластинки 19 карту необходимо вращать под указателемиглой 32 (или карандашом, ее заменяющим) до совпадения линии N — S на карте и на пластинке 19, Таким образом, карта, установленная точкой стояния машины под указателем 32, ориентирована по линии N — S, и при опущенных роликах 31, прижимающих карту к двум (правому и левому) роликам 9, подходящим к карте снизу через прорезы столика 12, прибор готов к применению.
Для поворота на месте на 360 карты вокруг вала 4, соединенной с осью компаса, применена жестко укрепленная центральная цилиндрическая шестерня 2, сцепленная с двумя боковыми шестернями 2, такого же диаметра (правой и левой) каждая из которых приводит во вращение аналогичные правую и левую группы шестерен, отличающихся одна от другой только направлением вращения, сообщаемого ими включенным в каждую группу правому и левому ведущему ролику 9, имеющему на своей окружности бархатную канавку для перемещения прижатой к ним нажимными роликами 31 карты местности.
При повороте на 360" вправо или влево вокруг оси 4 (в случае, например, поворота на месте) крайние (правая и левая) шестерни 2 также совершают один оборот, свободно вращаясь на осях 17.
На осях 11, неподвижных в данном случае, укреплены выше шестерен 2 первые снизу конические шестерни 1, остающиеся в данном случае также неподвижными (при повороте на месте), в отличие от остальных, выше расположенных конических шестерен, аналогичных с нижними и отличающихся тем, что все они (вышерасположенные) ни в одном из указанных выше трех случаев не остаются неподвижными,- а вращаются как от компаса, так и от указателя пройденного пути. Помощью специальной подшипниковой каретки 76 в нижнюю коническую шестерню включена вторая коническая шестерня, свободно вращающаяся не только на своей горизонтальной оси 18 в подшипниках 33, но могущая также вместе с кареткой 16 вращаться вокруг вертикальной оси 11, приводя при этом в движение свободно вращающуюся на оси !1 выше расположенную пару конических, жестко между собою связанных шестерен, верхняя из которых сцеплена с верхней конической шестерней, жестко вместе с ведущим роликом 9 насаженной на горизонтальной (верхней) оси 10, вращающейся в подшипниках 15. На правой и левой шестернях 2 укреплены поводковые угольники 17 (фиг. 3 и 1), которые при повороте шестерен 2 поворачивают на такой же угол каретку 16 с насаженной на оси 18 конической шестерней вокруг оси 11. При неподвижной при этом нижней конической шестерне, связанной с осью 11 с червячной шестерней 5 (ниже шестерни 2) один оборот каретки 16 заставит сделать два оборота конической пары, включенной сверху, которая, в свою очередь, эти два оборота передаст ведущему ролику 9 через жестко связанную с ним горизонтальной осью 10 такую же коническую шестерню. Таким образом, при одном обороте оси 4 каждый из ведущих роликов 9 делает два оборота, причем, как это легко видеть из фиг. 3, направление вращения их будет различно. При повороте центральной шестерни 2 по часовой стрелке (рассматривая сверху) на один оборот левый ведущий ролик 9 сделает два оборота от наблюдателя, а правый — два оборота по направлению к наблюдателю.
Ведущие ролики 9 расположены на точно одинаковых расстояниях от центра прозрачных пластин 14 и 19 и расстояние между ними точно отвечает удвоенному их диаметру.
При этих условиях два оборота каждого из роликов 9, сделанные одновременно в разном направлении, передвигая карту, прижатую к ним нажимными роликами 31, точно на одинаковое расстояние, но в различном направлении, этим самым повернут планшет (карту) точно на 360 вокруг точки стояния машины, совмещенной указателем 32 с центрами стекол 14 и 19, т. е. при повороте машины на месте на 360 (или иной угол) сохранится совмещение линии N — S компаса и карты, а отсюда ясно, что при любых поворотах машины карта будет оставаться ориентированной по линии N — S.
В случае движения по прямой угол, образуемый линией N — S и осью машины (направлением пути), остается неизменным, а следовательно ось 4 (фиг. 3) следует рассматривать как неподвижную, что, в свою очередь, делает неподвижными поводковые угольники 17, укрепленные на шестернях 2, каретку 16 с подшипниками 33, причем при неподвижной каретке 1б свободно укрепленная в ней на своей горизонтальной оси 18 коническая шестерня может вращаться вокруг своей оси, являясь передаточной между сцепленной с ней снизу конической шестерней, насаженной на оси 11, и верхней конической парой, свободно вращающейся на оси 11 и передающей вращение тем же ведущим роликам 9. При не изменяющемся курсе и неподвижных при этом шестернях 2 работать будет только показатель пройденного пути. Гибкий или другой вал, соединенный соответствующим образом с лагом, колесом машины или другим прибором, определяющим величину пройденного пути, включен соединительной муфтой в червячную ось 8 (фиг. 1) прибора при определенном, отвечающем масштабу данной карты, передаточном числе оборотов. Имея в виду возможность применения карт различного масштаба, во избежание изменения деталей конструкции самого прибора, необходимо между гибким валом, связанным с колесом машины, и червячным валом 8 включить специальный переключатель масштабов наподобие коробки скоростей.
В данной конструкции введены по две червячных пары (ориентируясь на приближение к малым масштабам) для каждой из двух групп шестерен. Два червяка 8, нарезанные на оси (фиг. 1), сцепляются с шестернями 7, насаженными на оси 3, несущими на себе червяки 6 (фиг, 4), сцепленные с червячными шестернями 5, жестко соединен- . ными (как и нижние конические шестерни) с вертикальными осями 11 (фиг. 3).
При передвижении по прямой и вращении валиком 8 (фиг. 1) червячных шестерен 5 (фиг. 3) нижние конические шестерни передают свое вращение .ерез среднюю и верхние конические шестерни ведущим роликам 9, причем, как это легко проследить по чертежу, вращение обоих роликов 9 в этом случае будет, в отличие от предыдущего случая, не в разном направлении, а в одном, и число их оборотов будет одинаково, что обусловит передвижение карты в одном направлении по прямой с перемещением одинаковым как правым, так и левым роликами 9 под указателем-иглой (или карандашом) 32; при соответствии передаточного числа масштабу карты получается проложение на ней пройденного пути.
Сопоставляя первый и второй случаи, т. е. рассматривая вращение шестерен обеих групп при одновременном вращении как оси 4 компаса, так и оси 8 измерителя пути, что имеет место при следовании по кривой, можно видеть, что ведущие ролики 9 (правый и левый) будут иметь вращение вокруг своей оси неизбежно с разными скоростями, причем отношение скоростей будет обратно пропорционально радиусу описываемой машиной дуги, а наличие большого числа оборотов будет у того ведущего ролика 9, который расположен на стороне, противоположной направлению поворота, что обусловит перемещение карты по кривой под указателем 32, т. е. и в этом случае определится место нахождения машины в данный момент.
Предмет изобретения.
1. Прибор для прокладывания на карте пройденного пути с постоянно ориентируемым в пространстве планшетом и с передвигаемой по планшету под указателем или пишущим приспособлением картой при помощи приводимых от ведущего колеса и т. п. фрикционных роликов, отличающийся тем, что для сообщения уложенной на столике 12 машины карте (фиг. 2 и 3) вращательного движения около указателя или пишущего приспособления 32 и для сообщения ей же поступательного движения применены зубчатые системы 1, 1 и каретки 76 с диференциальными устройствами, из которых нижние шестерни зубчатых систем 1 и каретки 16 жестко насажены на оси 17, вращаемые o T вала 4, соединенного с осью гироскопа посредством шестерен 2, причем крайние из них снабжены угольниками 17, воздействующими на каретки 16, с целью вращения через посредство зубчатых передач фрикционных роликов 9, касающихся нижней стороны карты, в различные стороны, для сообщения же карте поступательного движения, пропорционального пройденному пути, применены червячные шестерни 5, жестко насаженные на оси 11 и приводимые во вращение передачами от ведущего колеса повозки, лага и т. п., с целью вращения при посредстве тех же передач фрикционных роликов 9 в одну и ту же сторону.
2. В приборе по п. 1 применение в столике 12 центрального выреза, прикрытого прозрачной пластиной 14 с нанесенной на ней прямоугольной сеткой и расположенной под ней второй прозрачной пластиной 19 с компаснымиделениями, освещаемыми на просвет лампочкой 20.
3. В приборе по пп. 1 и 2 применение нажимного приспособления, укрепленного на кронштейне 22 корпуса 23 и состоящего из насаженных на ось 25 кареток 26 с нажимными роликами 31, расположенными против фрикционных роликов 9.