Щелочная никель-кадмиевая аккумуляторная батарея

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ()498670

Союз Советских

Сецивлистичееких

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено 26.02,73 (21) 1887424/24-7 с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет— (43) Опубликовано 05.01.76. Бюллетень ¹ 1 (45) Дата опубликования описания 2б.05.76 (51) М.Кл. Н 01 М 10/30

Государственный комитет

Cosera Министров СОИ по лелем изобретений (53) УДК 621.355.8 (088.8) и открытий (72) Авторы изобретения

М. С. Цыганков, В. H. фатеева, Н. А. Битюцкая, В. Н, Кошолкин, Б. Д. Карев, Н. А. Кудинов, М. М. Холкин, О. Г. Маландин и Н. Н. Моисеев (71) Заявитель (54) ЩЕЛОЧ НАЯ Н И К ЕЛ Ь-КАДМИ ЕВАЯ

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ

Изобретение относится к аккумуляторной промышленности, в частности к щелочным аккумуляторным батареям для летательных BIIпаратов.

Известна щелочная никель-кадмиевая аккумуляторная батарея, содержащая металлический контейнер с пластмассовой крышкой, на внутренней стороне которой установлены ребра жесткости и резиновые амортизаторы, аккумуляторы в пластмассовых сосудах, на внутренних стенках которых со стороны прилегающих электродов расположены вертикальные ребра, и шины, соединяющие аккумуляторы последовательно в батарею. Две противоположные стенки контейнера снабжены окнами для наблюде.inÿ за уровнем электролита в аккумуляторах, а на третьей стенке установлена штепсельная розетка для подключения батареи к нагрузке, гнезда которой выполнены в виде полых вертикально разрезанных цилиндров, с наружной стороны которых расположены витые цилиндрические пружины.

Однако удельные характеристики подобных батарей не отвечают необходимым требованиям, а при эксплуатации в летательных аппаратах они недостаточно надежны.

В предлагаемой батарее, с целью устранения этих недостатков, каждый аккумулятор снабжен изоляционной пластиной, свободно уложенной на мостики борпов; причем отношение ее площади к внутреннему сечению сосуда аккумулятора ра вно 0,85 — 0,95, отношение расстояния между соседними вертикальнымп ребрами сосуда аккумулятора к ширине прнлегающето крайнего электрода разно

0,15 — 0,25, а отношение ширины поверхности соприкосновения каждого ребра с электродом к расстоянию между соседними ребрами равно 0,1 — 0,25.

На фиг. 1 представлена щелочная никелькадмиевая аккумуляторная батарея; на фиг.

2 — съемная крышка контейнера батарей; на фиг. 3 — корпус контейнера; на фиг. 4— штепсельный разъем батареи; на фиг. 5

15 ак: умулятор с установленной на нем изоляционной пластиной; на фиг. 6 показан вид на внутреннюю стенку сосуда аккумулятора: на фпг. 7 — посадочное место летательного аппарата с установленной па нем батареей.

Щелочная никель кадмиевая батарея содержит контейнер 1 со съемной крышкой 2, штепсельную розетку 8, электрические аккумуляторы 4 с метками уровня электролита 5.

Съемная крышка контейнера (фиг. 2) пз25 готовлена пз прессматериала, который обладает высокой механической прочностью и хорошими электроизоляционными свойствами.

Внутренняя сторона крьппки снабжена ребрами жесткости и четырьмя цилиндрическими резиновыми амортизаторами 7. Амортизаторы

498970

65 обеспечивают плотность сборки блока электрических аккумуляторов и ограничивают движе»»e их в вертикальном направлении.

Корпус контейнера (фиг. 3) изготовлен из топкого металлического листа. Боковые степк» корпуса контейнера снабжены вертикальнымп окнами 8. При этом верхняя часть всех аккумуляторов, имеющих прозрачные пластмассовые сосуды, частично расположена в окнах. Это позволяет следить за уровнем электролита в каждом аккумуляторе и в случае необходимости доводить, его до метки, нанесенной па аккумуляторные сосуды.

Дно корпуса контейнера снабжено 10 — 12 дренажными отверстиями 9. Эти отверстия служат для удаления случайно попавшего электролита и промывочной воды.

Для соединения аккумуляторной авиационной батареи с бортовой сетью летательного аппарата (самолета, вертолета) применен штепсельный разъем (фиг. 4), состоящий из розетки 8 и вилки — силовых штырей 10 (фиг. 7).

Штепсельная розетка 8 установлена на одной из торцовых стенок корпуса контейнера, а вилка 10 (силовые штыри 10) вмонтирована на панели бортовой сети. Для контактной пары использована кадмиевая медь. Для повышения износоустойчивости контактные поверхности покрыты серебром и никелем.

Гнездо 11 штепсельной розетки представляет собой полый цилиндр, разрезанный вдоль образующей для создания большего числа поверхностей касания с силовыми штырями.

Для уменьшения переходного сопротивления контактной пары и обеспечения стабильности контактировапия гнездо 11 снабжено тремя витыми цилиндрическими пружинами 12, установленными на наружном диаметре.

Для соединения гнезд розетки с выводами аккумуляторов применен наконечник с гибким обрезиненным проводом И, который соединен с помощью соединительной детали с гнездом 11 розетки. Гнездо 11 вписано конструктивно в корпус-изолятор 14 таким образом, что имеет возможность движения («плавачпя»).

С целью уменьшения выброса электролита при механических воздействиях и газовыделенни на зарядах в сосуд 15 каждого аккумулятора батареи на мостики борнов свободно уложена пластина 1б из изоляциошюго материала с соотношением ее площади к внутреннему сечению сосуда 0,85 — 0,95 (фиг. 5).

На фиг. б показана одна из внутренних стенок 17 сосуда аккумулятора 4, к которым пр:1легают крайние электроды блока, и на которых выполнены вертикальные ребра 18 с отношением расстояния между соседними ребрами l к ширине крайнего электрода b

0,15+0,25, и отноше.шем ширины поверхности соприкосновения ребра t с крайним электродом к расстоянлю между соседними ребрами

0,10+0,25. При интенсивных разрядах авиационных батарей большими токами, например

Зо

45 при автономных запусках авиадвигателей, должны быть обеспечены хорошая циркуляция электролита и сплошная рубашка его вокруг электродного блока с целью более быстрого охлаждения. Применение ребер обеспечивает конвекгивпую циркуляц»ю электролита вокруг электродного блока аккумулятора.

Кроме того, при зарядах создаются условия для аэролифта. Между электродами электролиг, смешиваясь с выделяющимися во время заряда газами,,становится менее плотным и поднимается вверх в газовое пространство.

Там электролит, освобождаясь от пузырьков газа, имеет возможность по зазорам, образованным ребрами и поверхностью крайних электродов, стекать вниз электродов. Это имеет большое значение для аккумуляторов с плотной сборкой и относительно большой высотой электродов, т. е. авиац»опных аккумуляторов.

На фиг. 7 схематично показано посадочное место летательного аппарата (самолета, вертолета) и рабочее положение аккумуляторной батареи.

Корпус контейнера батареи для электроизоляции снабжен пластмассовыми изоляторами 19, установленными на его дне и по оокам, которые одновременно служат направляющими при установке на летательный аппарат.

Применение пластмассовых, крышек и:изоляторов корпуса позволяет полностью исключ»ть короткие замыкания бортовых генераторов при образовании электропроводящих мост»ко в между электросхемой батареи и металлическим контейнером.

Лвтоматическое подключение осуществляется при установке батареи в посадочное место путем надвигания гнезд штепсельной розетки батареи на силовые штыри.

Фиксация сочленения контактной пары штепсель ного разъема и предохранение ее от воздействия механических нагрузок ооеспеч»вается автоматическим закреплением батареи с помощью выдвижных штырей 20, вмонтированных в контейнере, и переднего упораизолятора, установленного на летательном апп а р а те.

Формула изобретения.Щелочная никель-кадмиевая аккумуляторная батарея, .например, для летательных аппаратов, содержащая металлический контейнер с пластмассовой крышкой, на внутренней стороне которой установлены ребра жесткости и резиновые амортизаторы, аккумуляторы в пластмассовых сосудах, на внутренних стенках которых со стороны прилегающих электродов расположены вертикальные ребра и шины, соединяющие аккумуляторы последовательно в батарею, причем две противоположные степки контейнера снабжены окнами для наблюдения за уровнем электролита в аккумуляторах, а на третьей стенке устапов498670

Фиг 1 лена штепсельная розетка для подключения батареи к нагрузке, гнезда которой выполнены в виде полых вертикально разрезанных цилиндров, с наружной стороны которых расположены витые цилиндрические пружины, отличающаяся тем, что с целью улучшения удельных характеристик и повышения надежности при эксплуатации, каждый аккумулятор снабжен изоляционной пластиной, свободно уложенной на мостики борнов, причем отношение ее площади к внутреннему сечению со=уда аккумулятора равно 0,85 — 0,95, отношение расстояния между соседними вертикальными ребрами сосуда аккумулятора к ширине прилегающего крайнего электрода равно 0,15 — 0,25, а отношение ширины поверхности соприкосновения каждого ребра с электродом к расстоянию между соседними ребрами равно 0,1 — 0,25.

498670

Корректор И. зд ¹ 1я8 им кина

ЦНИИПИ Государс Тираж 977 ственного комитета о Подписное, РаУшская наб, д. 4/5

Тип. Ха ьк. Фил. пред. «Патент» редактор Л. утехина

Заказ 493/УЗ

CocTaBHTe,qb И. На аидина

Техред T. КУрилко