Способ измерения магнитного склонения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

T бМ о-е ы АЬ

О П

ИЗОБРЕТЕН ИЯ!! и 499541

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.03.73 (21) 1896409/26-25 с присоединением заявки № (51) М. Кл,- 6 01V 3, 08

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 550.83(088 8) Опубликовано 15.01.76. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 26.05.76 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

В. П. Прошин и В. В. Ушаков

Специальное конструкторское бюро физического приборостроения института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн АН СССР (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МАГНИТНОГО СКЛОНЕНИЯ

ГосУдаРствеиный комитет (23) Приорите.

Изобретение относится к области геофизики, в частности к измерению магнитных величин при проведении магнитных картографических съемок.

При изучении магнитного поля Земли в целях картирования, навигации, поисков полезных ископаемых и т. д. необходимо измерять не только модуль вектора полного поля, но и векторные величины его составляющих.

Одной из наиболее важных составляющих магнитного поля Земли является магнитное склонение — угол между направлениями магнитного и географического меридианов в данной точке. Если задача измерения склонения на суше решается просто и точности определяются только погрешностями измерительной аппаратуры, то при изучении склонения в мировом океане на движущихся объектах возникают трудности методического характера.

Для решения прикладных задач, например навигационных, на современном уровне требуется, чтобы точность измерения склонения была не хуже 30 — 60 . Определение направления географического меридиана относительно диаметральной плоскости корабля судовыми гиросистемами с астрономической коррекцией может быть получено с достаточной точностью, Точное измерение направления магнитного меридиана на корабле, как правило, невозможно из-за погрешностей, вносимых собственной намагниченностью корабля, которая к тому же меняется по времени и зависит от места и курса съемки, т. е. является величиной, которую нельзя учесть введением поправок.

Известен способ измерения магнитного склонения, по которому размеш,ают магнитометрическую аппаратуру в буксируемой за кораблем немагнитной гондоле. Гондола бук10 сируется на расстоянии двух-трех длин корабля, которое, как показывает опыт, с достаточной точностью исключает влияние собственного магнитного поля корабля.

Если указатель направления магнитного

15 меридиана разместить в буксируемой гондоле в качестве автономного прибора, то за базу отсчета необходимо принять вертикальную диаметральную плоскость гондолы.

Если считать, что взаимное положение этой

20 плоскости и диаметральной плоскости корабля в процессе буксировки не меняется, то измерение склонения сведется к измерению магнитного курса в гондоле и направления географического меридиана на корабле.

25 Однако в реальных условиях буксировки взаимное положение этих двух плоскостей меняется от многих факторов, точный учет которых невозможен.

Колебания гондолы относительно верти30 кальной оси (рыскание гондолы) можно пред499541 стявить кяк ci мм1 р1э1скании с неоольшпми уг;1ами lip&I бо IbllIHx частoтclх СвободHhlx Колебаний и гла ми, создаВаемыми ЯсимметрпсЙ

Гондо;lы, Я си. 1метр ней ЗЯкрсплени51 б\ кси )0

Вочного кяоеля и др. Если перВяя груIliIB Ошибок, имеющих симметричный характер, может быть учтена осредпенпем или фильтрацией, то вторую группу ошибок, величины которых имеют индивидхальный характер и зависят от скорости движения, учесть невозможно. Вторая группа ошибок может достигать значительной величины, измеряемой градусами.

Аналогичнь|м образом всякого рода угловые отклонения диаметральной плоскости корабля от курса также не поддаются учету и будут давать дополнительные погрешности, если исходить из предположения, что диаметр альные плоскости гондолы и корабля совпадают.

Исключить влияние перечисленных ошибок можно измерением направлений магнитного и географического меридиана от одной базы, т. е. размещая в буксируемой гондоле гирокомпас и магнитный компас, разность между показаниями которы., и дает непосредственно магнитное склонение.

Указатели направления магнитного меридиана, например феррозондовый, работающий как нуль-индикатор, могут обеспечить измерение направления магнитного меридиана с точностями не хуже, чем 10 — 20 . При эчом система работает автономно и не требует корректировок при длительн1>1х буксировках.

Вторая часть измерительного тракта гирокомпас, измеря1ощий направление географического меридиана, особенно при длительных буксировках в условиях автономности, может создавать погрешности, достигающие нескольких градусов.

Целью изобретения является исключение влияния на результаты измерения собственной намагниченности корабля и методических ошибок, связанны.; с относительным перемещением диаметральной г1лоскости корабля и гондолы.

Зто достигается тем, что по предлагаемому способу за единую базу отсчета углов магшпного курса гондолы и направления географического меридиана на корабле принимают направление относительной скорости движения системы корабль †буксир †гон.

Сущность предлагаемого способа иллюстрируется черте>ком. .Чягнптное склонение В этом случае определяется

15 где cI — -угол между направлением магнитного меридиана и направлением вектора относительной скорости движения системы корабль — буксир — гондола;

20 Чэ — угол между направлением географического меридиана и направлением вектора относительной скорости движения системы корабль — буксир— гондола..

25 Для определения направления вектора относительной скорости движения системы корабль — буксир — гондола на корабле и гондоле возмо>кно использование простейших

3 стройств типа флюгеров.

30 Стсчет магнитного курса в гондоле и курса движения системы в географической системе координат на корабле производится от строго параллельных баз.

Формула изоб)эетения

Способ измерения магнитного склонения в море, основанный iia измерении направления географического меридиана на магнитном судне ;I направления магнитного меридиана в

40 буксируемой немагнитной гондоле, о тл и ч а1о шийся тем, что, с целью увеличения точпостп измерений, измеряют направление относительной скорости движения системы корабль--буксир — гондола, которое принимают

1э за единую базу отсчета.

499541

Редактор И. Шубина

Корректор 3. Тарасова

Заказ 1110/9 Изд. № !04о Тираж 690 Подписное

Ц1-1ИИГ111 Государственного кон»тета Совета Министров СССР по лслач изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, 1заушская паб., и. 4/5 1нпографпн, пр Сапунова, 2

Составитель Ю, Веселовский

Тскред Е. Митрофанова

&еды тогсгта