Закрытая электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О п И С А Н И Е (и) 49963I
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 08.01.73 (21) 1868219/24-7 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.01.76. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 07.04.76 (51) М. Кл. Н 02k 9/20
Государственный комитет
Совета Мииистрое СССР по делам иаобретвиий и открытий (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. И. Борисенко, О. Н. Костиков и А. И. Яковлев
Харьковский авиационный институт (71) Заявитель (54) ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА
Изобретение относится к области электротехники.
Известная закрытая электрическая машина общепромышленного назначения мощностью до 100 ква с наружным воздушным и внутренним испарительным охлаждением, содержащая пустотелый вал, в полости которого размещен капиллярно-пористый элемент с жидкостью, не обеспечивает достаточного охлаждения из-за ограниченной поверхности теплоотдачи.
Для повышения эффективности охлаждения в предлагаемой машине вентилято|р выполнен полым и сообщающимся с полостью вала, причем в полости вентилятора помещен капиллярно-пористый элемент, выполненный в виде кольца, примыкающий к капиллярнопористому элементу вала.
На чертеже представлен продольный разрез описываемой машины.
В пустотелый вал 1 электрической машины вводят некоторое количество жидкости, температура кипения которой равна допустимой температуре подшипников 2. В полости вала осесимметрично на распорках 3 помещен капиллярный .насос 4, прилегающий с небольшим зазором (0,3 — 0,5 мм) к внутренней поверхности вала. Вентлятор-теплообменник состоит из двух частей: собственно вентилятора 5 и несущего диска 6 с ребрами охлаждения 7. Диск 6 закреплен на валу гайкой 8. Вентилятор соединен с несущим диском через уплотнительную прокладку 9. Внутри полости, образованной вентилятором и
5 диском, расположен капиллярный насос 10, имеющий форму кольца, закрепленного между непроницаемыми щитками 11 и 12. Вентилятор кроме рабочих лопаток имеет радиальные ребра охлаждения 13. Специальными
10 экранами 14 и 15 осуществляется звукоизоляция электрической машины.
Система охлаждения электрической машины работает следующим образом.
При работе электрической машины вал на15 гревается, и жидкость (вода, диэлектрические жидкости и т. п.), подведенная к внутренним цилиндрическим стенкам вала, вскипает и, превращаясь в пар, устремляется в зону конденсации — полость вентилятора-теп20 лообменника. При конденсации пара тепло передается через стенки вентилятора охлаждающему воздуху. Сконденсированная жидкость центробежными силами подается к верхней части внутренней полости вентилято25 ра и поступает в капиллярный насос, который возвращает жидкость в зону кипения— на внутреннюю поверхность вала. Цикл теплопереноса повторяется.
Для регулирования температуры кипения
30 жидкости полость вала может быть отваку499631
И 3 14- 5
В 71
Составитель В. Базаров
Техред М, Семенов Кор ректор М. Л ейзер ман
Редактор И. Петрашень
Заказ 557/11 Изд. № 1035 Тираж 882 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 умирована или, наоборот, в ней может быть создано давление.
Система охлаждения работает при любой ориентации электрической машины относительно Земли.
Формула изобретения
Закрытая электрическая машина общепромышленного назначения мощностью до
100 ква с наружным воздушным и внутренним испарительным охлаждением, содержащая вентилятор и пустотелый вал, в полости которого размещен капиллярно-пористый элемент с жидкостью, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, вентилятор выполнен полым и сообщающимся с полостью вала, причем в полости вентилятора помещен капиллярно-пористый элемент в виде кольца, примыкающий к капиллярно-пористому элементу вала,