Дисковый тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (и) 499830
ИЗОБРЕТЕНИЯ ьоеэ Оовеиких
Социалистических
Республик
К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (51) М. Кл,2 F 16D 55/22 (22) Заявлено 01.03.73 (21) 1889053/25-27 (32) Приоритет 02.03.72 (31) 7207191 (33) Франция
Опубликовано 15.01.76. Бюллетень № 2
Государственный комитет
Совета Министрав СССР по делам изобретеннй н открытнй (53) УДК 621-592(088.8) Дата опубликования описания 08.04.76 (72) Автор изобретения
Иностранец
Даниель Шоананз (Франция) Иностранная фирма
Сосьете Аноним Д.Б.А. (Франция) (71) Заявитель (54) ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ
Изобретение относится к области машиностроения.
Известен дисковый тормоз, содержащий охватывающую участок тормозного диска и несущую фрикционные накладки скользящую скобу, установленную своими боковыми пазами на направляющих выступах кронштейна и имеющую антивибрационное запирающее устройство, выполненное в виде шпонок, размещенных в пазах на упругих прокладках и закрепленных с помощью крепежных средств.
Монтаж и демонтаж запирающего устройства требует большой затраты времени и, кроме того, оно состоит из большого числа деталей.
Цель изобретения — упрощение конструкции, облегчение монтажа и демонтажа, Для этого в предлагаемом тормозе запирающее устройство выполнено в виде стержня с упругими зажимами, размещенного с зазором между одним из выступов кронштейна и дном соответствующего паза, расширенным в направлении к центру и образующим скошенной во внутрь стенкой углубление. Причем расстояние между упомянутым дном паза и выступом кронштейна в окружном направлении больше, чем расстояние между последним и фрикционными накладками в радиальном направлении.
Упругие зажимы могут быть выполнены в виде двух связанных со стержнем охватывающих кронштейн ножек с изогнутыми в форме крючков концами, взаимодействующими с выполненными в стенках кронштейна симметричными окнами, каждое из которых имеет форму отверстия большого размера, переходящего в отверстие малого размера, обеспечивающими заведение крючка в степку кронштейна и последующее его запирание.
Стержень и упругие зажимы выполнены заодно в виде U-образного элемента, который может быть выполнен из пружинной проволоки.
15 На фиг. 1 изображен предлагаемый тормоз с U-образным запирающим элементом, на фиг.
2 — то же, вид сверху.
Тормоз содер кит кронштейн 1 и скользящую скобу 2. Скоба 2 охватывает тормозной
20 диск 3 (показан пунктиром) и может прижимать фрикционные накладки 4 (также показанные пунктиром) K соответствующим сторонам диска с помощью приводного механизма (не показан). Кронштейн 1 имеет два направ25 ляющих выступа 5 и 6, на которых установлена с возможностью осевого перемещения скоба 2. Выступы 5 и 6 входят в пазы 7 и 8 скобы. Паз 8 имеет углубление 9 и кромку
10, образованные скошенной во внутрь стен499830
3 кой паза. В пазу 8 размещено стержневое основание 11, запирающего U-образного элемента 12, ножки 13 которого охватывают кронштейн, и концы их, выполненные в виде крючков 14, зажаты в окнах кронштейна.
Каждое окно 15 имеет форму отверстия 16 большого размера, переходящего в отверстие
17 малого размера. Каждая ножка 13 содержит вогнутое внутрь колено, которое соприкасается с кронштейном 1, тем самым центрируя запирающий элемент 12.
Скоба 2 собирается на кронштейне 1 следующим образом. Сначала запирающий элемент 12 помещается в углубление 9 паза 8, (как показано пунктиром на фиг.1) и скоба 2 устанавливается сверху на диске 3, причем выступ 5 кронштейна входит в паз 8 скобы 2.
Элемент 12 удерживается в углублении 9, и скоба двигается влево до тех пор, пока выступ 5 не дойдет до дна паза 8, чтобы обеспечить опускание правой части скобы 2 в положение, в котором выступ 6 кронштейна попадает в паз 7 скобы. Затем скоба 2 сдвигается вправо до тех пор, пока выступ 6 не дойдет до дна паза 7 скобы.
Запирающий элемент 12 приводится в рабочее положение сгибанием его ножек 13 и вводом их концов 14 в отверстия кронштейна.
При этом кромка 10 паза 8 действует как ось шарнира и заставляет основание 11 элемента
12 сдвинуться вверх, пока оно не упрется в верхнюю стенку этого паза. Элемент 12 запирается после того, как концы 14 ножек 13 скользнут по поверхности отверстий 16 и войдут в отверстия 17, упираясь крючками в стенку кронштейна.
Упругая часть запирающего элемента обеспечивает эффект демпфирования вибраций.
При натяжении ножки 13 элемента 12 подвергают скобу 2 действию усилия, имеющего радиальную и тангенциальную составляющие.
Радиальная составляющая, направленная во внешнюю сторону, приводит скобу к упору в кронштейн 1, в то время как тангенциальная составляющая заставляет паз 7 опираться на выступ 6 кронштейна. Поскольку скоба упирается радиально и тангенциально в кронштейн, то исключается всякое относительное их перемещение, что могло бы иметь место вследствие вибраций. Сечение пружинной проволоки, из которой изготовлен запорный элемент, выбрано таким, чтобы в рабочем положении между скобой и кронштейном оставался зазор больший, чем кольцевой зазор между
50 выступами последнего и фрикционными накладками, поэтому во время торможения, когда диск вращается против часовой стрелки, скоба упирается в опору с окружным смещением. В этом положении отсутствует упор скобы в кронштейн, и поэтому тормозящий момент полностью поглощается кронштейном.
В тормозе скоба слегка сдвигается каждый раз, когда транспортное средство встряхивается, причем этот сдвиг обеспечивается наличием упомянутого зазора. Получающееся в результате этого притирание сопряженных поверхностей скобы и кронштейна сохраняет эти поверхности чистыми и полированными, благодаря чему устраняется всякий риск коррозии и, следовательно, заклинивания скобы.
Формула изобретения
1. Дисковый тормоз, содержащий охватывающую участок тормозного диска и несущую фрикционные накладки скользящую скобу, установленную своими боковыми пазами на направляющих выступах кронштейна и имеющую антивибрационное запирающее устройство, отл и ч а ю щи и ся тем, что, с целью упрощения конструкции, облегчения монтажа и демонтажа, запирающее устройство выполнено в виде стержня с упругими зажимами, размещенного с зазором между одним из выступов кронштейна и дном соответствующего паза, расширенным в направлении к центру и образующим со скошенной во внутрь стенкой углубление, причем расстояние между упомянутыми дном паза и выступом кронштейна в окружном направлении больше, чем расстояние между последним и фрикционными накладками в радиальном направлении.
2. Тормоз по п. 1, отлич а ющи йся тем, что упругие зажимы выполнены в виде двух связанных со стержнем и охватывающих кронштейн ножек с изогнутыми в форме крючков концами, взаимодействующими с выполненными в стенках кронштейна симметричнымиокнами, каждое из которых имеет форму отверстия большого размера, переходящего в отверстие малого размера, обеспечивающими заведение крючка и последующее его запирание.
3. Тормоз по пп. 1 и 2, отл и ч а ю щи йс я тем, что стержень и упругие зажимы выполнены заодно в виде U-образного элемента.
4. Тормоз по п. 3, отличающийся тем, что U-образный элемент выполнен из пружинной проволоки.
499830
/6 /7
Составитель М. Чернышева
Техред М. Семенов Корректор Т. Добровольская
Редактор М. Васильева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 671/1 Изд. Х 1108 Тираж 1131 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5