Устройство для регулирования скорости самоходной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
00995
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 11.06.71 (21) 1668867/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Опубликовано 30.01.76. Бюллетень № 4
Дата опубликования описания 18.11.76 (51) М. Кл. В 60К 41/00
Государственный комитет
Соаета Министров СССР по делам изобретений и отнрь1тий (53) УДК 629.113-585.52 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н. С. Бобровский и Н. М. Черкасов
Липецкий ордена Ленина тракторный завод им. XXlll съезда
КПСС (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
САМОХОДНОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к автоматам, регулирующим скорости движения самоходной машины, например трактора, при максимальном использовании мощности двигателя и предназначается для повышения производительности этих машин за счет более полного использования мощности двигателя путем автоматического переключения на ходу передачи для получения такой скорости, которая при имеющейся тяге дает максимальную мощность.
Известны устройства для регулирования скорости самоходной машины, состоящие из коробки перемены передач с шестернями постоянного зацепления, свободно установленными па входном валу и соединяющимися с ним при помощи фрикционных муфт с электромагнитными клапанами, управляемыми датчиком, установленным на выходном, валу.
Регулирование скорости движения самоходной машины производится в основном водителем вручную, исходя из субъективной оценки работы машины. Условия, в которых работает машина при движении, все время меняются. Следовательно, и водителю необходимо принимать соответствующие меры (увеличивать или уменьшать подачу топлива в двигатель или включать соответствующую скорость). Чтобы такие .дейст вия производить реже,,водитель заведомо работает на
2 машине с неполностью использованной мощностью двигателя, что является существенным недостатком ручного регулирования скорости движения самоходной машины.
5 11елью изобретения является улучшение условий работы водителя.
Для этого в предлагаемом устройстве датчик состоит из размещенных одна в другой цилиндрических втулок, связанных междусо10 бой винтовой резьбой, из которых наружная установлена на выходном валу, а внутренняя соединена с подвижным контактом с подпружиненным фиксатором,:взаимодействующим с направляющей планкой, выполненной с вы15 ступами.
На чертеже показано предлагаемое устройство в положении отбора наименьшего крутящего момента и электрической цепи, включенной на автоматику.
Устройство состоит из коробки 1 перемены передач, в которой шестерни 2, 3 и 4 с разным числом зубьев свободно сидят на первичном валу 5 и находятся в постоян1ном зацеплении с сидящими на вторичном валу б шестернями 7, 8 и 9. Соединение шестерен 2, 3 и 4 с первичным валом 5 осущвствляется многодисковыми фрикционными муфтами 10, в которых поршнем 11 с помощью жидкости, з0 подаваемой в цилиндр 12, и сжатия дисков 13
500995
3 осуществляется включение од ной из шестерен2,3и4.
Ведущая шестерня 14 первой передачи, имеющая муфту свободного хода, позволяет передавать через шестерню 15, которая имеет возможность выходить из зацепления с шестерней 14, обороты на вторичный вал 6, а при передаче шестерня ми 2, 3 и 4 больших оборотов свободно прокручиваться на валу 5.
Для подачи жидкости в одну из муфт 10 слу жит золотниковая коробка 16 с золотниками 17, которые удерживаются в нейтральном положении пружинами 18. Управление золотниками 17 осуществляется соленоидам и 19.
Подвод электрического тока к ним осуществляется скользящим контактом 20 (автоматическая регулировка скорости) при положении, показанного на чертеже ручного переключателя 21.
При переключении переключателя 21 на следующие контакты осуществляется . переключение скоростей IIO желанию водителя (автоматика отключена). Контакт 20 расположен на рычаге 22, который при качании рычага замыкается с другими неподвижными контактами. Рычаг 22 получает движение от датчика крутящих моментов. Данный датчик состоит из размещенных одна в другой цилиндрических втулок 23 и 24, связанных между собой винтовой резьбой, из которых наружная установлена на выходном валу, а внутренняя соединена с подвижным контактом на рычаге 22. Упругие элементы 25, например пружины, заключенные между торцами винтовой пары, деформируются на величину, зависящую от величины проходящего через него отбираемого крутящего момента.
Для того чтобы контакт 20 не оставался в промежуточном положении между неподBH HbIMH контактами и не было пульсирую щего ьключения то одной, то другой муфты, Йа рычаге 22 имеется подпружиненный фиксатор. Последний перемещается по направляющей планке, имеющей выступы с заострейными вершинам и, которые создают дополнительиые усилия при прохождении через нее и не позволяет остановиться на ее вершине, а обязательно включится только одна муфта. Принцип работы заключается в том, что в датчике моментов в зависимости от проходящего через него крутящего момента втулка 24 всегда завимает определенное положение, строго соответствующее величине этого момента. Чем больше крутящий момент, тем больше сила, которая, воздействуя через винтовые выступы, сжимает упругие элементы 25. При этом рычаг 22 поворачи5
l0
25 ,30
4 вается на больший угол. Как только подвижный контакт замыкает электрическую цепь, ток идет через соленоид, сердечник которого надавливает на золотник 17, который открывает канал, идущий в цилиндр l2, перемещает поршень 11, сжимает фрикционные диски 13 и через шестерни 4 и 9 крутящий момент передается на выходной вал (отбирающий мощность).
При увеличении момента, идущего от колес или других потребителей мощности, втулка 24 датчика моментов перемещается еще больше относительно втулки 23 этого датчика и вышеописанным образом включает пару шестерен 3 и 8 (третья передача).
При дальнейшем увеличении крутящего момента включаются шестерни 2 и 7 (вторая передача), а затем, когда подвижной контакт (при увеличении момента) размыкает электрическую цепь, включающую в зацепление шестерни 2 и 7, крутящий момент передается через шестерни 14 и 15, т. е. включается первая передача.
При снижении крутящего момента, идущего от колес,или других потребителей мощности, происходит обратное включение, т. е. скорость движения машины увеличивается.
Таким образом, происходит автоматическое регулирование скорости самоходной машины при максимальном использовании мощности двигателя.
Если возникает необходимость в управлении скоростью движения машины по желанию водителя, то достаточно ручку переклщчателя 21 поставить на соответствующий контакт, включающий муфту для получения необходимой скорости движения (автоматика в этом случае отключаетСя), Фор мула изобретения
Устройство для регулирования скорости самоходной машины, состоящее из коробки перемены передач с шестернями постояцного зацепления, свободно установленными на вход- ном валу и соединяющимися с ннм при помощи фрикционных муфт 0 электромагнит-. ными клапанами, управляемыми датчикоь|, установленным на выходном валу, от 1июа@-. и1ееся тем, что, с целью улучшения усдодий работы водителя, датчик состоит из разме. щенных одна в другой цилиндричеоких @ту. лок, связанных между собой винтовой резьбой, из .которых наружная установлена на выходном валу, а внутренняя соединена с подвижным контактом с подпружиненным фиксатором взаимодействующим с направляющей планкой, выполненной с выступами, 500995
Составитель Н. Черкасов
Техред М. Семенов
Корректор Л Врахнина
Редактор Т. Горячева
МОТ, Загорский филиал
Заказ 3788 Изд. № 1753 Тираж 529 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобоетений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5