Шпоночное соединение вала с полумуфтой в турбоагрегате
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (II) 50l200
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
G0IQ3 Советскнк
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51) M. Кл.а- F 16Â 3/00
F 16D 1/08
;22) Заяьлс>.о 16.08.74 (21) 2052857 25 7 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.01.76. Бюллетень ¹ 4
Дата опубликования описания 01.04.76
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.825.2 (088.8) (72) Авторы изобретения
Э. С. Мандрыка и Е. Д. Консон (71) Заявитель (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ВАЛА
С ПОЛУМУФТОЙ В ТУРБОАГРЕГАТЕ
- -- 10...15, — =- 1, 2... 1, 25, С с
Изобретение относится к области создания турбоагрегатов большой единичной .аощиости, B частности к соединению вала с полум (pToII в турбоагрегате.
Известны шпоиочные соединения вала с полумуфтой в турбоагрегате. г1едостатком такого соединения является увеличение размера шейки вала, т. к. ее диаметр рассчитывается 1о прочности иа ciрyчива1ощий момент при внезапном увеличении нагрузки. возникающий при внезапном коротlcî;I замыкании.
Целью изобретения является уменьшение с.ру.-11гвающего момента при внезапном уве;ш:>енин нагрузки.
Д л >1 B T O I O 11 2 б о к о в ы х г р а н я к 111 II O I I >< II полнеиы поперечные канавки, которые расположены равномерно по длине шпоики, а их размеры связаны следующими соотношениями: где: а — ширина участка ооковой грани шпон1 и зl ежду двумя соседними канав ками;
I — ширина шпонки; с --глубина канавки.
На фиг. 1 изображен турбоагрегат, общий вид; на фиг, 2 — — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3— вид по стрелке А иа фиг, 1.
Шпоночиое соединение применено в турбоагрсгате, c>cTollèþ; из турбины и гснср1177>Ра
Вал 3 турбины 1 и вал -1 генератора соединены с помощь>о полумуфт 5 и 6, которые закреплены на соответствующи>; ва.7ак с 11омощью шпоиок 7, Иа боковой грани 8 шпопки
7 по всей ее длине l выполнены поперечные канавки 9.
Шпоночное сос.1ии "lllle в211;I с полумуфтой в турбоагрегате работает следуюитпм ооразом.
Г1ри нормалыи.>>; режима>>; работы. когда скручивавший момент вследствие различного рода колебаний нагрузки изменяется мало, шпон> .а 7 с канавками 9 p200T IPT 1 21 . обьиl20 иая. В случае внезапного увел>гчения нагрузки возникает скручивающии момент, превос.ходящий в 3 5 раз поминальный момент.
Б этом с,7 > :111е начинается 11.72còè÷åñê2B деформ 111и>1 т ч2ст> .Ов шпоики cl, 1- с 7c1cTBIIC lc25 10 происходит незначительный проворот иолумуфт 6 и 5 относительно валов 4 и 3. Уменьшается скру1ивающий момент между генератором 2 и т рбш>ой 1. Снижение скру IIIBаюшсго момент:1 позволяет уменьшить диаметры
30 валов 3 и 4, а также сократить потери 112 трсиис в подшипника.1.
501200
Формула изобретения
Риа. 1
Составитель И. Дьяков
Техред Т, Курилко
Корректоры: Т, Добровольская и И. Позняковская
Редактор Е. Дайч
Заказ 572/1 Изд. № 1051 Тираж 1131 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
1. Шпоночное соединение вала с полумуфтой в турбоагрегате, о т л и ч а ю щ е е с я тем, цто, с целью уменьшения скручивающего момента при внезапном увеличении нагрузки, на боковых гранях шпонки выполнены поперечные канавки.
2. Соединение по и. 1, отличающееся тем, что канавки расположены равномерно по длине шпонки, а их размеры связаны следующими соотношениями:
4 — = 10...15, = 1, 2... 1, 25, с с где а — — ширина участка боковой грани шпонки между двумя соседними канав5 ками;
6 — — ширина шпонки; с — глубина канавки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе. К и р и л л о в И. И. и
10 К а н т о р С. Л. «Теория и конструкции паровых турбин», М.--- I., 1947 г. ГНТИ Машиностроительной литературы, стр. 162, рис. 218.