Шпоночное соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(t
l (ii) 50l207
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВЫДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.10.73 (21) 1962454/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.01,76. Бюллетень № 4
Дата опубликования описания 01.04.76 (51) М. Кл.з F 16Р 1/08
F 16В 3/00
Государствеииый комитет
Совета Министров СССР по делам изобретеиий и открытий (53) УДК 621.229.314 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. А. Беркович, В. С. Гришанов и О. К. Подолян (7,1) Заявитель (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Изобретение относится к области машиностроения и касается конструктивного исполнения узла крепления ступицы на валу, не выступающем за торец ступицы.
Известно крепление ступицы навешиваемой на вал детали (например, рабочего колеса), когда ступица закрепляется на валу шайбой и болтом, вворачиваемым в резьбовое отверстие в валу.. Однако такое крепление неприменимо в случаях, когда сверление и нарезка отверстия в валу недопустимы по каким-либо соображениям (например, вследствие малого диаметра вала).
В этом случае может быть применено соединение, в котором ступица закрепляется при помощи шайбы, входящей в поперечный паз в шпонке и фиксируемой болтом. 11ри этом требуется, чтобы конец вала выступал за ступицу.
В практике встречаются случаи, когда данное условие невыполнимо, например, вследствие ограниченной длины вала, не допускающей дополнительного сокращения длины ступицы по прочностным (из-за малой длины рабочей поверхности шпонки), технологическим (из-за жестких допусков на неперпендикулярность посадочного отверстия в ступице к торцу ступицы), конструктивным (из-за недостаточности места для нарезки на ступице резьбы для использования съемника при снятии ступицы с вала) и другим соображениям.
Известно также соединение конца вала со ступицей с помощью шпонки, имеющей резьоовои хвостовик, на который навинчена гайка.
Однако такое соединение недостаточно надежно при вибрационных нагрузках.
) елью изобретения является повышение надежности соединения.
С ля этой цели крепление ступицы на валу
10 осуществляется с помощью шпонки, упорнои шаиоы и гаики, причем шпонка установлена в глухом шпоночном пазу на валу и имеет резьбовои хвостовик, выступающии за ступицу.
) ля увеличения диаметра резьбового хво15 стовика шпонки последняя имеет поперечный паз, которыи располагается над перемычкой между торцом вала и шпоночным пазом. г(а фиг. I изооражен предлагаемый узел крепления, общий вид; на фиг. 2 — шпонка в
20 изометрическои проекции.
Соединение состоит из вала 1, ступицы 2, шайбы 3, шпонки 4 с углу(блением о и резьбовым хвостовиком 6 и ганки 7. Ступица 2 закрепляется на валу. 1 следующим образом.
25 Шпонка 4 вставляется в глу.хой шпоночный паз 8 на валу 1 таким образом, что углубление 5 шпанки устанавливается над перемычкой 9 вала 1. Резьбовой хвостовик 6 шпонки 4 проходит через эксцентрично расположенное
30 отверстие 10 в шайбе 3, которая наружным
501207
Фиг. 1
Фиг. 2
Составитель И. Малюга
Техрсд Т. Курилко Корректоры: Т. Добровольская и И. Позняковская
Редактор Е. Дайч
Заказ 572/4 Изд. № 1051 Тираж 1131 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 входит B pBCT!J II; : 1 1 CTl 1IHIIBI 2.
Гайка 7 навин-.пвается на хвостовпк 6 шпонки
4 и прижимает через шайбу 3 ступицу 2 к упору 12 вала 1, Формула. изобретения
Шпоночное соединение вала со ступицей с помощью шпонки, установленной в их совмещенных пазах и имеющей резьбовой хвостовик, на который навинчена гайка, отл и ч а ющеес я тем, что, с целью повышения надежнссти соединения, шпоночный паз в валу выполнен глухим, образующим перемычку со стороны торца вала, а в шпонке выполнено поперечное углубление, в котором расположена упомянутая перемычка, причем соединение снабжено свободно посаженной на резьбовой хвостовик шпонки упорной шайбой, установленной в кольцевой расточке, имеющейся в
10 ступице, и поджатой к последней гайкой.